ПРОЕКТЫ

ПОЧИНОК... И БРОДЯГИ


Дмитрий Сычев


По данным РИА "Новости",
с октября по начало января 2003 года в одной
только Москве погибло от холода 223 человека

 

Осенью прошлого года Владимир Путин поручил главе Министерства труда и социального развития Александру Починку подготовить проект закона, который помог бы решить проблемы бездомных. Буквально через пару месяцев – всё тип-топ, проект готов. Новогодний подарочек называется Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной профилактики бродяжничества" (Об этом же см. статью Елены Милашиной "Великий Починок", Новая газета, № 94, 2002.) . Под законопроектом стоит подпись А. Починка. Есть все основания полагать, что подпись эту он поставил не под принуждением, находясь в здравом уме и твёрдой памяти. Поэтому при обсуждении недостатков и достоинств данного документа мы вместо словосочетания "авторы законопроекта" будем употреблять слова "Починок" и "министр".


Заботливый министр предлагает "оказывать содействие лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации – без определённого места жительства, в направлении их в комплексные социальные центры по оказанию помощи…" Здорово. Правда, данная поправка – к закону о милиции, а как её сотрудники умеют "оказывать содействие" бомжам и чем подобное "содействие" сопровождается… Но это уже иной вопрос, он не в компетенции Минсоц-труда. В России, по данным МВД, около 4,5 млн. бездомных, им нужно помогать. Замечательно – "комплексные социальные центры по оказанию помощи".

А что это за центры, как, кем и на какие средства будут создаваться? В законопроекте всё продумано. Создаваться они будут так: "в пункте 10 статьи 11 слова “приёмники-распределители” заменить словами “комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определённого места жительства”". То есть Починок предложил КПЗ называть отныне "центрами помощи". И всё. Это что касается заботы о бездомных со стороны государства.

А если гражданин продолжает "ведение бродячего (скитальческого) образа жизни, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность, создающего угрозу здоровью, правам и иным законным интересам других лиц", то для таких несознательных Починок предлагает восстановить в Административном кодексе статью "Бродяжничество" и сажать на 15 суток (В качестве альтернативной меры предлагается штраф, от трёх до пяти МРОТ. Если законопроект станет законом, каждый бродяга будет носить конвертик с указанной суммой во внутреннем карманчике пиджака, между "паркером" и билетами на "Лебединое озеро".) .

Сажать предлагается не за конкретные противоправные действия, а за образ жизни. Неясны некоторые моменты. Каким образом "общественная нравственность", которая, по мнению Починка, является потерпевшей от бродяжничества, будет осуществлять свои права потерпевшей? Что же касается человеческого достоинства, то здесь потерпевшими от оскорбления (т.е. конкретного действия) могут быть только конкретные лица. Наверное, дела об административной ответственности будут возбуждаться по заявлению потерпевших, которые должны будут в состязательном судебном процессе доказать, как и при каких обстоятельствах их честь и достоинство были унижены "бродячим (скитальческим) образом жизни" оппонентов? Это логично, но в проекте об этом нет ни слова. Как же определить, чей образ жизни чьё достоинство как и чем оскорбляет? Каковы критерии?

Может, кто-то сочтёт, что образ жизни нашего заботливого министра оскорбляет человеческое достоинство и создаёт угрозу чьим-то правам и законным интересам (например, правам и законным интересам тех же бездомных граждан). А кто-то решит, что сам законопроект оскорбляет общественную нравственность. Тогда что, – считать министра бродягой? Нет, в проекте поясняется, что "под ведением бродячего (скитальческого) образа жизни следует понимать перемещение лица из одного населённого пункта в другой или в его в пределах (уже даже и "в пределах" нельзя. – Д.С.) с нарушением установленных правил регистрации по месту жительства или месту пребывания, ночующего в скверах, парках, подъездах, чердачных или подвальных помещениях жилых домов и нежилых строений, сооружений, на улицах, площадях и в иных не предназначенных для этой цели местах".

Тут надо заметить, что за минувшее десятилетие население российское проявило себя несознательным и неблагодарным лапотником. Дали им, понимаешь, свободу, так они, вместо того чтоб из дома на работу и быстренько-быстренько назад, начали "перемещаться" – часто в поисках той же работы – из пункта в пункт. Как тут не возмутиться?! Какая власть станет терпеть подобное?! Однако можно привести несколько доводов и в оправдание кочующих россиян.

Во-первых, хотя это и звучит уже забавной нелепицей, статья 27 Конституции, пока ещё официально не отменённая, гарантирует гражданам, законно находящимся на территории РФ, право на свободное передвижение, место пребывания и жительства.

Во-вторых, "установленные правила регистрации", при внимательном их изучении, наводят на мысль, что составители этих правил имеют долю в фирмах, оформляющих регистрацию за очень солидные деньги. Даже человеку, имеющему постоянную работу и жильё, зарегистрироваться порой так же реально, как слетать на Луну на венике. А если вы приехали из Петербурга в Москву и задержались там дольше, чем на три дня? На пять дней, скажем. Успеете ли вы оформить регистрацию на эти два "нелегальных" дня? Что ж, попробуйте. А не выйдет – можете и под починковскую статью угодить.

В-третьих, свободное перемещение рабочей силы является одним из важнейших условий нормального развития экономики.

В-четвёртых, Российская Федерация – многоукладное государство. Часть населения ведёт промыслово-скотоводческий (кочевой или полукочевой) образ жизни, который, возможно, и покажется кому-то оскорбительным, но является единственно возможным для добычи пропитания в данной местности. Так что, оленеводов на 15 суток? Оленей всё это время местные менты будут пасти?

И ещё вопрос к господину Починку. Если я нарушаю установленные правила регистрации, но ночую не в скверике и не на чердаке, а, скажем, в Гранд отеле? Бродяга я или нет? Если да, то количество бродяг в России возрастает до устрашающих размеров. Вопрос, очевидно, оставлен министром на усмотрение патрульных милиционеров, которым, в отличие от бездомных, законопроект действительно гарантирует новый стабильный источник доходов. Допустим, что ответ на этот вопрос в большинстве случаев – "нет". То есть чтобы попасть под статью "бродяжничество", нужно одновременно перемещаться с нарушением установленных жуликами правил регистрации и при этом ночевать в скверах, в подвалах или на площадях.

Итак, людей, оказавшихся – по своей ли вине, не по своей ли – в отчаянной ситуации, министр социальной защиты предлагает сажать. Наверное, думает, что, выйдя из кутузки, бродяга всё осознает. Прекратит нагло голодать и цинично, оскорбляя нравственность, замерзать, отправится наконец в банк, снимет со своего счёта баксов эдак 10– 20–30 тысяч, приобретёт жильё и зарегистрируется.

Господин Починок, может, вас это несколько удивит, но поверьте на слово – у бездомных нет денег на приобретение или хотя бы на аренду жилья. И нет никакой, даже теоретической, возможности зарегистрироваться по месту проживания. Ввиду отсутствия такового. А меры по оказанию медицинской, психологической, материальной помощи этим людям, по их трудоустройству и обеспечению жильём вы в своём законопроекте предложить то ли забыли, то ли вам посоветовали забыть соавторы из МВД.

Отсидев пятнадцать суток, бродяга останется таким же бродягой. За ближайшим углом его может опять остановить милиционер, и что – опять на пятнадцать суток? И сколько раз подряд его так будут сажать? Может, проще уже и вовсе не выпускать?

Кутузка уготована и "попрошайкам". Конечно, среди данной категории есть люди, которые просто не желают работать, для которых это бизнес. Но как быть с теми, кто действительно впал в крайнюю нужду? С инвалидами? С больными? С пенсионерами? С теми, для кого просить Христа ради – единственный способ не умереть от голода в современной России? В проекте говорится о "попрошайничестве" – то есть о способе добычи средств к существованию, но ничего не говорится о причине этого явления – о нищете. Кстати, и о бездомных там нет ни слова – есть бродяги, а с чего они вдруг бродить-то начали?

Да какая разница! Проблемы индейцев шерифа не волнуют! Вместо ночлежек, жилья и программ по сокращению бедности Починок предлагает облавы, штрафы и тюрьму. Вот и вся "социальная политика".

Если бы подобные идеи были изложены в протоколе совместной пьянки контуженного омоновца и покусанного сотрудника службы по отлову бродячих животных – что тут можно было бы сказать? Сгорели парни на работе. Но когда министр социального развития предлагает организовать травлю самой социально незащищённой группы населения, возникают закономерные вопросы: а почему этот человек занимает данный пост? Наверное, ему стоило бы применить свой яркий талант на иных поприщах? А кто-нибудь другой, не столь одарённый, а просто немного менее экспрессивный, смог бы несколько лучше вникнуть в социальные проблемы? Конкретно, это вопросы к президенту России и к премьер-министру.




 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru