О бедном районе замолвим мы слово…


Кировский район занимает особое положение. Центральные, вбирая в себя блага цивилизации – водопровод, электросети, газ, общественный транспорт, обликом своим сохраняли XIX век. В противоположность им районы социалистических новостроек заполнялись однородными кварталами типовых домов и непрерывно разрастались. Судьба Кировского оказалась совсем иной. На карте Санкт-Петербурга 1901 года его нет вовсе. "Планъ С.Петербурга…", увидевший свет в 1914-м, перед Первой мировой, уже содержит "Петергофский участок" с южной границей в Автово. Впрочем, застроенные почти сплошь деревянными домами улицы, отходящие в обе стороны от Петергофского шоссе, были предместьем; не было ни водопровода, ни канализации. Хорошо, хоть трамвайные линии пролегли к Путиловскому заводу и дальше, к Стрельне. Александр Блок именно туда ездил на трамвае купаться. С того времени район, включенный при большевиках в городские границы, унаследовал только фрагменты планировки. С конца 1920-х в течение целого десятилетия район превратился в экспериментальный полигон ленинградских конструктивистов – у Нарвских ворот, на площади Стачек.

Дальше – война, где Кировскому району выпало быть передним рубежом обороны города. К 1945 году здесь не осталось ни одного неповрежденного здания, а большая часть строений просто превратилась в руины. Опять пришлось обживать место сызнова. Оазисы "сталинских" кварталов (например, Комсомольская площадь) оказались вкраплены в безликие жилмасивы 50–70-х годов. При Хрущеве Ленинграду, который по Плану восстановления 1946–1950 гг. выполнял роль общесоюзного центра машино- и судостроения, пришлось взять на себя функции центра советской "оборонки". Следствием этого стал массовый завоз "лимитчиков". Для их расселения стали строить "хрущевки", и даже сегодня, 40 лет спустя, Кировский район – ярко выраженный лидер по метражу жилого фонда в "хрущобах": таких четырех- или пятиэтажных зданий, "выпекавшихся" по единому типовому проекту, здесь 710 – больше, чем где-либо еще.

Перспективы нового жилищного строительства в районе также не вызывали энтузиазма: обнародованный год тому назад прогноз размещения нового жилищного строительства на период до 2010 года отводит Кировскому району предпоследнее место с ожидаемыми 800 тыс. кв. м.

В том, что Кировский район переживает не лучшие времена, убеждаешься, просто прогулявшись по центральной его магистрали – проспекту Стачек. Оживление коснулось лишь участка, прилегающего к Нарвским воротам. Слева от ДК им. Горького появился торговый комплекс, уходящий в глубину к улице Ивана Черных; в порядке Комсомольская площадь, обновлены сами Нарвские ворота. А дальше по проспекту – там и сям "знаки беды". Образцовый памятник ранней советской жилой застройки на углу проспекта и Тракторной улицы, с характерной полуаркой, давно пустует; на грязных стеклах уныло рисуется надпись "SALE". Ярчайший панегирик конструктивизму – здание Кировского райсовета (Административно-территориальное управление городского правительства) – снаружи в приличном состоянии, но пристроенное к нему еще в 30-е годы цилиндрическое здание для залов заседаний, где еще в советское время оказался кинотеатр "Прогресс", выглядит очень неприглядно, с отслаивающейся штукатуркой и другими свидетельствами запустения.

По левой же руке – Сад 9-го Января; с 30-го июля 2001 г. он числится на ремонте; несколько куч когда-то вскопанной земли, у сторожки – груды невывезенного мусора – почти вплотную к ограде, и всякий, проезжающий по правительственной трассе, ведущей к Константиновскому Дворцу, видит это безобразие. Из секций знаменитой чугунной решетки, привезенной сюда от Зимнего Дворца, на месте – лишь восемь; большинство же – то ли в ремонте, то ли заново отливаются. (По данным депутата Госдумы Рыбакова, реставрация остановлена, поскольку смета на нее была завышена старым руководством так, что впору было отливать недостающие детали из золота) На нечетной стороне, за особняком Е.Р. Дашковой (Стачек,45) мрачно возвышается покинутое производственное здание, тянущееся вдоль проспекта метров на двести. Видно, что там внутри пусто, одни стены с оконными проемами без стекол.

Если же свернуть в поперечные улочки, на душе станет еще пасмурнее, а уж в дома, скажем, у трамвайного кольца на Оборонной лучше не заглядывать. Что же до инженерного обеспечения района, так называемой инфраструктуры, так кто же из местных жителей не помнит аварию (длиною в неделю) в системе теплоснабжения домов минувшей зимой в лютые предновогодние морозы…

От появившегося еще при Собчаке Агентства территориального развития мало толку. Известно, что в Дачном ведутся работы по реконструкции нескольких "хрущевок"; этот участок считается в масштабах всего города даже несколько "продвинутым", но ведь о преобразовании этих "памятников советского благоденствия" думают, пишут и говорят вот уж восьмой год, а результаты остаются весьма скромными: начиная с 1996 года строительная компания "ЛЭК-Истейт" реконструировала всего 30 тысяч кв. метров "хрущевского" фонда в районе.

Кировский район, как двигатель от искры, запускался "в рост" всякий раз от какого-то внешнего толчка. Октябрьский переворот, курс на индустриализацию и массовое производство жилья для промышленного пролетариата, недолговечные ждановские планы перенести центр Ленинграда в южные районы, война и новое обустройство – с чистого листа, после расчистки гор битого кирпича и выравнивания воронок. Позже – с передачей на Кировский завод многомиллионных оборонных заказов – поточное производство типовых "хрущевок" для своих рабочих и лимитчиков. Даже последняя, самая благополучная по советским понятиям пятилетка (1971–1975 гг.) мало сказалась на облике района, разве что – экстенсивным ростом кварталов в Ульянке и у южной его границы. Район ждал новых побудительных импульсов; а их не было. А тут еще младший сосед – образованный в 1973 году Красносельский район – стал стремительно застраиваться, и этот район сразу проектировался без коммуналок: 95% жилого фонда – отдельные квартиры! Кировский же остался в промежуточном положении – и не вполне удобный спальный район, но и не Центр.

Еще одно обстоятельство: большая часть жилфонда находится за пресловутым "промышленным поясом" Санкт-Петербурга, ограничивавшим изначально (при императорской власти) развитие города на юг. Ведь Петербург должен был – не случись Первой мировой – расти на север, в сторону Скандинавии! А в Кировском районе – все прелести промышленного производства в непосредственной близости от Нарвских ворот. В этот пояс входят: земли от Химического переулка до Краснопутиловской, прилегающие к линии Балтийской железнодорожной линии, да и на многие десятки гектаров – Кировского завода. Город перешагнул этот пояс, но на юге – земли Пулковского аэропорта и его служб. Свободного места для "уплотнительной застройки" мало; приходится думать о масштабной реконструкции жилфонда. Но и тут – тупик: малая пропускная способность системы вывода канализационных стоков. Единственная на весь Юго-Запад Красносельская очистная станция давно работает с перегрузкой, пропуская вместо проектных 70 тыс. куб. метров грязной воды в сутки все 100–120 тыс.!

И вот в январе нынешнего года сдвинулась с мертвой точки ситуация с завершением строительства Юго-Западной системы очистных сооружений (ЮЗОС). Этот долгострой мог бы претендовать на звание рекордсмена. Первоначально принятый проект ЮЗОС предъявили строителям в начале 70-х, по замыслу ввод в строй очистных сооружений должен был предшествовать возведению знаменитой Дамбы, начатой еще в 1979 году. Однако работы по очистной системе не велись до середины 80-х годов. Ввод в действие первой очереди был перенесен решением Ленгорисполкома на 1990 год; к концу 80-х были возведены циклопический (50 м в диаметре и 50 м глубиной) бетонный котлован. Последний административно назначенный срок пуска ЮЗОС – 1992 год – был тоже сорван.

Естественно, что проект двадцатилетней давности уже не отвечает изменившейся экологической ситуации, и городское руководство перестало выделять средства на становящиеся ненужными работы.

В 1993-м проблемой ЮЗОС пришлось заняться депутатам демократического Ленсовета; сначала ее изучали члены экологической комиссии, а весной 1993-го была создана и временная депутатская комиссия для подготовки решения Малого Совета по выводу ситуации из тупика. Уже тогда обнаружилось, что эксперты, представляющие природоохранные организации, привлекавшиеся депутатами для квалифицированной помощи, не в состоянии пр ийти к единому выводу ни о причинах прекращения строительства ЮЗОС, ни о рекомендациях .

Теперь проект переработан – комплекс будет пропускать ежесуточно до 330 тысяч куб. метров неочищенных стоков. Пункты выпуска в Финский залив воды, прошедшей через очистные сооружения, будут намного отодвинуты от Южного побережья – в район "Золотых ворот" Морского канала. Параллельно ЮЗОС будут строить завод по сжиганию высушенного осадка сточных вод. Соглашение о строительстве подписано ГУП "Водоканал" – через учрежденное им ООО "Нордвод" и консорциум скандинавских предприятий (Швеции и Финляндии). Общая стоимость контракта – 128 млн. евро. Ввод в действие первой очереди – 2005 год. Санкт-Петербург будет постепенно рассчитываться с подрядчиками, и ЮЗОС перейдут в городскую собственность в 2016-м.

А теперь вернемся к вопросу – насколько все это улучшит положение дел в Кировском районе. Сами ЮЗОС – на территории смежного, Красносельского района; но они заберут на себя все неочищенные стоки Кировского района, что резко повысит инвестиционную привлекательность жилищного строительства – в каждом из этих двух районов Юго-Запада. Не за горами время, когда появятся не только современные многоэтажные дома, но и новые АЗС и комплексы автосервиса, новые кафе и пищевые производства, а жители района почувствуют перемены к лучшему просто при выходе из своих квартир. Состоятельные квартировладельцы, вселяющиеся в жилища, обустроенные по "евростандарту", не захотят мириться с рытвинами на дорогах, ямами и провалами в асфальте и прямо или косвенно станут отчислять средства на благоустройство, которых так недостает районному и муниципальному бюджетам. Повышение инвестиций в строительство означает и автоматический (пропорциональный) рост отчислений на обновление систем теплоснабжения. Все это становиться возможным потому, что у тех, кто сегодня еще не решается вкладывать деньги в снос и реконструкцию ветхого жилого фонда (слишком дорого расселить людей, самим обеспечить стоки и, наконец, построить жилье), непосильная часть задачи снимается. Это и есть давно ожидаемый стимул для очередного скачка вперед – к рождению района, который наконец сможет развиваться в соответствии с градостроительными планами и потребностями его жителей.


Георгий Васюточкин
фото Андрея Печеркина



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru