Вот человек


5 мая в С.-Петербурге произошло торжественное открытие первого в России памятника Андрею Дмитриевичу Сахарову. На площади его имени собрались две сотни людей, среди них не было той начальственной сволочи, которая еще полтора десятка лет назад травила или одобряла гонения на великого человека. Городские власти отмежевались, а центральное телевидение не заметило события, значимого для всей страны. И слава богу, что не гремело оркестров и мародеры не стояли в почетном карауле. Андрей Дмитриевич остался с нами.


Из высказываний А.Д.Сахарова


О религии

Я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются, главным образом обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.


О культуре и национальном вопросе

Мои родители были людьми русской культуры. Они любили и ценили русскую литературу, любили русские и украинские песни. Я часто слышал их в детстве, так же как пластинки песен и романсов XIX века, и все это входило в мой душевный мир, но не заслоняло культуры общемировой... Русская культура моих родных никогда не была националистичной, я ни разу не слышал презрительного или осуждающего высказывания о других национальностях и, наоборот, часто слышал выразительные характеристики достоинств многих наций, иногда приправленные добрым юмором…

Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики "разделяй и властвуй". Жертвой этого наследия являются малые союзные республики и малые национальные образования... Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению. Сейчас эти проблемы драматически выплеснулись на поверхность. Но жертвой этого наследия стали и большие народы, в том числе русский народ, на плечи которого лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике.


О коммунистической партии

“Я не могу вступить в партию, так как мне кажутся неправильными некоторые ее действия в прошлом, и я не знаю, не возникнут ли у меня новые сомнения в будущем”. Так ответил Андрей Сахаров на предложение генерала КГБ вступить в партию. Это был 1948 год.


О самом радостном

Мне кажется самым радостным лечь на спину на опушке леса и смотреть на небо, ветви, слушая летнее жужжание насекомых, или, наоборот, повернувшись на живот, наблюдать их жизнь среди травинок и песчинок. Я часто надолго уходил из дома и гулял один по лесу или по межам засеянных рожью, клевером, овсом или гречихой полей. Мне никогда не было скучно одному.


О советском обществе 80-х годов

Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Большинство представителей его высшего слоя – партийно-государственного аппарата управления, высших преуспевающих слоев интеллигенции – цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам общества, к безопасности и будущему человечества. Другие, будучи в глубине души озабочены, не могут позволить себе никакого “свободомыслия” и обречены на мучительный разлад самих с собой...

Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество, создающих у них чувство бессилия, неудовлетворенности и разочарования.

В стране, в условиях надвигающейся экономической катастрофы и трагического обострения межнациональных отношений, происходят мощные, опасные процессы, одним из проявлений которых является всеобщий кризис доверия народа к руководству страны. Если мы будем плыть по течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми трагическими последствиями.


О человеческих ценностях

Единственной истинной гарантией сохранения человеческих ценностей в хаосе неуправляемых изменений и трагических потрясений является свобода убеждений человека, его нравственная устремленность к добру.

Важно идти в правильном направлении, а когда упадешь – это неважно.


Вот человек, в котором не узнала
Толпа героя, скучно с ним толпе:
Ни гневных фраз,
       ни в голосе металла,
Едва терпела, чуть ли не сгоняла
С трибуны, что ж он все
      во вред себе?
Перечеркнув полжизни,
       как бы снова
Для искупленья дел своих родясь,
Как он стоял, подыскивая слово,
Сбиваясь... В нем узнать бы
       нам святого!
Ссылали в темень, втаптывали
      в грязь..


Александр Кушнер



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru