Там, где хватает свободы


"От своего города я требую:
асфальта,
канализации и горячей воды.
Что касается культуры,
то культурен в нем – я сам"


Карл Краус


Все мы слышали, и даже устали бесконечно слушать о том, что наша современная молодежь далека от культуры. (Этот миф, кстати, естественным образом возникает в каждом поколении).

Ценители уникальной культуры старого Петербурга особенно сокрушаются по поводу ее безвременной кончины: "Конец городу, все пропало, и жители уже не те, а уж молодежь кроме "Иванушек-International" ничего и знать не желает…"

Однако уже почти год, как, проходя в субботу или воскресенье по 14-й линии Васильевского острова, нельзя не столкнуться с целой толпой ребят разного роста, возраста и калибра. По их виду похоже, что они направляются на "гопо-теку", но все они стремятся во двор дома № 29, где никаких ночных клубов не обнаружено, зато находится "Театр Центра эстетического развития и воспитания личности при СПбГУ".

Да, они идут в театр… Не делайте больших глаз, пожалуйста, – я не шучу. Нормальный, классический театр, находящийся по этому адресу, стал (абсолютно без всяких афиш или какой-либо другой рекламы) настолько популярен у молодого поколения, что игнорировать этот факт больше невозможно! (Под классическим я понимаю отсутствие псевдо-современных понтов в виде плохо разыгранной порнухи и прочего дешевого авангардизма).

Все чаще, приглашая в это заведение своих институтских друзей, я слышу в ответ: "Как, и ты тоже там была!" А то просто совершенно неожиданно сталкиваюсь там со знакомыми ребятами нос к носу. Мои друзья, между прочим, отнюдь не "ботаники"!

В этом театре постоянно не хватает мест, и молодежь элементарно рассаживается на полу перед рядами, не щадя модных брючек и юбочек, так что пришлось закупить для них подстилочные подушки! Отсюда не уходят с середины действия. Сюда никто не опаздывает – все бегут бегом, потому что вход в зал для зрителей и артистов один, и если ты опоздал, то тебя уже не впустят. И будет очень жалко не потерянного времени (каждый нормальный подросток всегда найдет, чем заняться), и не дорогого билета (вход бесплатный для всех), и не упущенных халявных бутербродов (нарезанных по ходу пьесы героями и раздаваемых зрителям в антракте, потому что большинство из них студенты, которые по старой традиции голодны всегда), а чего-то большего, того, что витает в воздухе… во всей атмосфере этого импровизированного студенческого театра. Того, ради чего многие ходят сюда раз за разом, как на тусовку.

Может быть, той самой свободы, которой так не хватало поколению наших отцов – ведь первым успехом театра стал спектакль "Мне не хватает свободы" по пьесе Марии Арбатовой "Сейшн в коммуналке", действие которой происходит в 1989 году. И герои его – обычные, теперь уже непопулярные хиппи и диссиденты. Автор, кстати, совсем не поэтизирует их и не выставляет абсолютными героями. Это просто люди, которые не могли жить так, как того требовала советская власть, а это само по себе вполне достойно уважения. Но когда ужасных и омерзительных коммунальных соседей вызывают на "страшный суд Воланда", то каждого из них становится почему-то очень жалко.

Хотя даже в этой сцене невозможно удержаться от смеха, а многие реплики уже стали в тусовке культовыми: "Весь мужик водка пьет" или "Что это вы тут сидите трезвые, как революционеры?"

Иногда в финале зрители, заразившись у актеров жаждой немедленно жить, начинают плясать и носиться вместе с ними вокруг сцены.

"Так что же… пройдет много лет и я спрошу: вот это и была наша "сладостная" молодость?" – говорит главная героиня, хозяйка "вписочного флэта", после ареста всех участников устроенной ею андеграундной выставки. А ведь, заметьте, 89-й год – это время юности моих родителей, и пьеса имеет сногсшибательный успех! Просто мы не привыкли видеть наших предков молодыми и романтичными.

Если хочешь все же заплатить – в фойе под потолком висит на резинке пластиковая бутылка, потяни за веревочку – и засунь денежку. "Банк" смешно улетит вверх.

Новые спектакли – "Будь здоров, школяр!" Булата Окуджавы и "Крэйзи фэнтэзи" – уже начали обзаводиться собственной публикой. Героический режиссер Кирилл Леонидович Датешидзе: "Если понравилось – позовите друзей. Другой рекламы нам не надо".

Культура была, есть и никуда не денется. Ее просто нужно уметь замечать, господа взрослые. Она рождается из обыденности, из повседневности любого поколения. Зачем мы всегда ищем ее расцвет в музеях и пыльных париках? Мы же умеем творить ее сами…


Инга Томилина
фото Ксении Дубровиной



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru