Завод и его создатель


В 1913 году над воротами Путиловского завода висел транспарант: “Дадим продукции на 62 процента меньше, чем в 1983 году!”


Это анекдот, конечно. Коммунисты обожали сравнивать свои “достижения” конца двадцатого века с 1913 годом. Благодаря этому и родилось множество забавных анекдотов. Но немного о людях, которым мы обязаны не только возможностью от души посмеяться.

Николай Иванович Путилов был человеком азартным. И раз уж решил построить Морской коммерческий порт, то положил на осуществление сего замысла все свои силы и средства. Уверен был: “Если Петр прорубил окно в Европу, то мой порт откроет в нее дверь”. Именно Путилов придумал прорыть канал по дну “Маркизовой лужи”, в результате чего появился фарватер, превративший Петербург в торговый порт, способный принимать большегрузные корабли. Мало того, Николаю Ивановичу принадлежала идея провести железную дорогу непосредственно к причалам – до этого времени грузы таскали на телегах из порта на вокзал.

В 1868 году Путилов купил заброшенный казенный чугунолитейный заводик на берегу Финского залива, чтобы выпускать отечественные рельсы для нужд Николаевской железной дороги. С этого момента и начинается настоящая история Путиловского, а ныне – Кировского завода. Взяв огромный кредит, Николай Иванович пообещал пустить завод через месяц. И обещание свое выполнил, а через 18 дней после открытия завод стал катать по 5000 пудов рельсов в сутки.

3 февраля Николай Иванович устроил показательные испытания своей продукции. Чугунную бабу весом в 32 пуда уронили на путиловский рельс – и рельс выдержал. “Теперь давай английский”, – приказал Путилов. Английский рельс треснул сразу. Победу над Англией праздновали прямо в цехах.

Часто Путилову нечем было платить своим рабочим, так как все средства шли на строительство порта. “Выручайте, братцы, как я выручал вас, потерпите”, – просил он мастеровых, и те терпели, потому что уважали своего хозяина за честность и внимание к их нуждам. Но даже это не спасло Николая Ивановича от банкротства. В апреле 1880 года знаменитый промышленник скончался, оставив несколько миллионов рублей долга. Похороны собрали множество народа. Более двадцати километров рабочие несли его гроб на руках на остров Гладкий, к берегу Екатерингофки, откуда открывался вид на построенный им завод...

А в 1907 году прах Николая Ивановича и его жены перенесли в Церковь св. Николая Чудотворца, воздвигнутую напротив завода. В советское время церковь закрыли. А что стало с могилой Путилова? Точно не известно. Говорят, в 1951 году случайно обнаружились гробы под литой чугунной плитой, косточки были собраны в урну и увезены куда-то, а гробы сожжены...

Путилов руководил заводом всего 12 лет, но и сейчас работающие здесь, сказав: “Мы – кировцы”, добавляют: “…но и путиловцы!”.

Далее сразу заверю читателя – не байки пересказываю, но достоверные сведения. Мой прадед работал на Путиловском заводе, простой рабочий. До революции. Раз в неделю в баню ходил, но белье нижнее прабабушка никогда не стирала – прадед выкидывал его в бане и одевал новое. Для них это были копейки. А прадед моей подруги был на заводе мастером цеха и в наследство оставил своим восьмерым дочерям, т.е. и бабушке моей подруги, коллекцию картин и мебель, какую и в Эрмитаже поставить не стыдно.

Делали эти люди вещи, которые никто в мире сделать не мог, – лучшие вагоны, лучшие снаряды, лучшие корабли, лучшие танки – лучшие в мире! Только небольшие примеры:

В 1812 году – эскадренный миноносец проекта “Новик”. Лучший, непревзойденный корабль в своем классе! Скорость – 39 узлов (умножай на 1,8 – получишь километры в час), и сейчас не все военные корабли могут такую скорость выдать. Во время Первой мировой командование германского флота после печального для немцев знакомства с “Новиком” запретило своим кораблям вступать в бой с нашими эсминцами, если только корабли отважного германского флота не имели превосходства три к одному, – это был официальный приказ. Но благоразумные немецкие командиры не вступали в бой с “Новиком” даже и в этом случае.

Тяжелые танки КВ – их броню не могла пробить ни одна немецкая пушка. Самоходные арторудия – выстрел срывал башни с “Тигров” и “Пантер” – какая неприятность для Круппа и К0! Турбины для подводных лодок и атомных ледоколов. Зенитно-ракетный комплекс С-300 – будь он у иракцев и сербов – отгадайте с трех раз, напали бы на них янки или нет?! И трактора, и комбайны вроде бы и сейчас делают. Но питерцы шутят: “что на Кировском ни делают, все равно танки получаются”.


Судьба завода перекликается с судьбой нашей великой страны, которая много воевала и много строила. Путиловский пережил и Первую мировую, и революцию, и блокаду. Здесь мы рассказали лишь об отдельных эпизодах его биографии. Но на страницах нашей газеты еще не раз обратимся к прошлому и настоящему Кировско-Путиловского завода.


Дмитрий Сычев



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru