Триумфальная арка


Евгений Богарне, правитель Италии, завоеванной Наполеоном, приказал всем итальянцам, жившим за границей, вернуться на родину. Джакомо Кваренги отказался. За это его заочно приговорили к гражданской смерти с конфискацией имущества.

Один из лучших зодчих Петербурга, Кваренги был удивительно некрасивым человеком. Его узнавал весь Петербург: природа наградила его “огромной луковицей вместо носа”. Внук Екатерины II, будущий император Александр I , когда был маленьким, любил сидеть на коленях у архитектора и дергать его за нос. Кваренги ему это позволял, он был добродушен и необидчив. Он не обижался и на множество шаржей, которые сделал на него художник Орловский. Но на Наполеона и Евгения Богарне Кваренги обиделся. И ответил им так, как может ответить гениальный архитектор. В 1814 году он создал Нарвские триумфальные ворота, под которыми прошли возвращавшиеся с войны русские войска, разгромившие Наполеона. “Нарвские ворота” – потому что прибытие победителей ожидалось через Нарву. И прошли наши под триумфальными воротами не хуже римских легионеров.

В 1824 году, когда исполнилось десять лет со времени встречи гвардии, ворота пришли в упадок. От снега и дождя дерево и алебастр обветшали. Петербургский генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович, герой войны 1812 года (вскоре “убиенный злодеями на Сенатской”), доложил царю о плачевном состоянии ворот.

Последовал “высочайший рескрипт”, которым предписывалось “триумфальные ворота на Петергофской дороге, в свое время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди”.

Далее, если кто не помнит – Александр I умер, и случилось восстание декабристов, так что некоторое время новый император, Николай I, был немножко занят. Но вскоре оправился и вспомнил о воротах.

В 1827 году у Нарвской заставы стали рыть котлован. Строительство поручили Василию Петровичу Стасову. Долго препирались из-за материалов – Николай I хотел, чтобы очень красиво, но очень дешево (берег казну, однако, – удивительно, но ему не пришло в голову украсть деньги и раздербанить их на пару со Стасовым. Отсталые были люди, – цари и архитекторы). Стасов нашел оптимальный вариант: “состоит в бронзовой сплошь одежде всех частей триумфальных ворот, из кирпича построенных. В них все архитектурные члены и украшения, также и колонны будут сделаны из кованой листовой бронзы, а стены покрыты бронзовыми изразцами на закрепах”. До 1830 года Стасов с Николаем I препирались, в конце концов царь сдался.

17 августа 1834 года состоялась церемония открытия. Под аркой торжественно прошли гвардейские полки.

Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, “сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере”.

На самом деле Нарвские ворота Стасова – не совсем те Нарвские ворота, которые сделал Кваренги. И больше они, и материал другой, и стоят не там – граница города передвинулась на юг, и нынешние ворота стоят там, где стоят, а прошлые стояли севернее. Отсюда и пошло выражение “плюс-минус Нарвские ворота”, выражающее высокую степень неточности и приблизительности.

Существует легенда, что на Нарвских воротах стоит колдун. Трудно сказать, когда возникла легенда, в Петербурге ли, в Петрограде или уже в Ленинграде, но точно одно – некоторые несознательные граждане восприняли приход большевиков как конец света и воцарение Антихриста (помните, еще в фильме “Зеленый фургон” спекулянт-самогонщик говорит, что это вода у него из святого источника. – А где же источник? – спрашивает мент. – Иссяк! – И когда же он иссяк? – А вот как Антихрист пришел, так и иссяк!”). На картине Павла Филонова на воротах стоит страшный бородатый мужик, явно колдун – слуга Антихриста. По народным преданиям, колдуны чаще всего селились на окраинах города. Нарвская застава – такая окраина, и Нарвские ворота были одной из “несвятых” высоких точек города. Впрочем, если вспомнить реальных исторических деятелей того периода, то и колдун Филонова покажется вполне симпатичным парнем.

На самом деле никакой там, конечно, не колдун, а богиня Победы. Коня на скаку остановит. В левой руке она держит пальмовую ветвь, а правой торжественно возносит огромный лавровый венок.

Что еще сказать о Нарвских воротах, о чем читатель, возможно, забыл? В верхней части ворот находится зал площадью 87 кв. м., где мог бы быть музей…

А до 1920-х годов к воротам примыкал мост через речку Таракановку, которую вместе с мостом закопали.

Около Нарвских ворот – Кировский универмаг. А Нарвский универмаг – почему-то у метро Ленинский проспект. Тогда логично предположить, что у метро “Кировский завод” – Ленинский универмаг. Но нет там никакого универмага. Зато есть Путиловский завод.

А вообще, если вам станет грустно и покажется вдруг безнадежным все ваше время и весь ваш путь, – придите к Нарвским воротам. Вспомните, как в конце концов прошла-таки под ними русская гвардия. Несмотря ни на что. Победила. Привет тебе, Петербург!


Артур Гаджиев
фото Андрея Печеркина



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru