Какие только определения не придуманы для нью-Петербурга юбилейного года. И культурная столица, и северная, и мировая столица балета, и город-музей, а в центре его – "Русский ковчег".

Особенно меня волновал А. Сокуров. Ну почему, почему Эрмитаж – это русский ковчег? Набитый ценностями, созданными нерусскими художниками, но обязанный их спасать для западного мира… Ужасная, унизительная какая-то роль. Не верит Сокуров в Россию, не верит… Я задумалась: "Почему ковчег? Ведь у Ноя ковчег был заполнен живыми тварями, каждой по паре, чтобы они могли благополучно, естественным образом размножаться, а Эрмитажный ковчег наполнен мёртвыми, закостеневшими ценностями, ничего нового там возникнуть не может… Это скорее гроб с костями, годными разве что для клонирования… Если уж ковчег – то надо его заполнить живыми художниками, производящими новое. Теми, кто способен рождать. Да, условия – скотские, да, не каждый новорожденный выживет, но главное – дать шанс новой жизни…". Я спросила у Сокурова: "Почему ковчег – это Эрмитаж, а не Пушкинская-10?". Мэтр презрительно усмехнулся и сказал, что не знает, что такое Пушкинская-10. Грустно мне стало. Да, 20 век потерян русскими, проспали они его, "Сон в красном тереме" называется, но зато есть шанс сразу перепрыгнуть из 19 века в 21, не волоча за собой пласт непрожитой культуры. Сколько свежести и свободы у нынешней России! Отличный шанс!

Мне хочется знакомить читателей "Терра инкогнита" с теми, кто делает актуальное искусство сегодня и сейчас, с теми, кто ещё мало известен или неизвестен совсем. С теми, кто в Ноевом ковчеге культуры рождает Новое. Рождает Будущее.

Ирина ДУДИНА


Он искушён в любви и чистом искусстве

Как стать режиссёром? Как снять фильм? Кажется, что это что-то из разряда тяжеловесных фантазий. Представляются миллионы долларов, которые надо добыть для постановки. Целый полк специально выученных профессионалов, которых надо сплотить. И ужасное количество конкурентов, которых надо обойти на вступительных экзаменах во ВГИК, а потом при попытке устроиться на работу по специальности.

Константин Селиверстов, обладатель двух гран-при Московского международного фестиваля независимого кино, опроверг своим опытом все традиционные представления о кино как самом дорогостоящем и сложном виде искусства.

Инженер-экономист по образованию, Селиверстов ещё в 1984 году написал свой первый рассказ. Понял, что не хочет быть инженером. Стал корреспондентом газеты "Литератор", потом – зам.редактора, поучился на курсах киносценаристов. Но газета скончалась, а Константин встретил друга-одноклассника, который за эти годы стал миллионером. Друг подарил ему видеокамеру. Через три месяца Селиверстов сделал в домашних условиях при бескорыстной участии друзей-актёров и просто друзей свой первый фильм – "Моцарт в Петербурге". Через неделю его показали по ТВ.

С тех пор Константин снял шесть фильмов, готовую продукцию у него скупают фирмы видеопроката. Телеканалы России и Германии показывали кино Селиверстова широким массам. "Марсианские хроники" и "Я искушен в любви и в чистом искусстве" завоевали гран-при, последний фильм стал ступенью к славе фото-знаменитой модели Хаи Хаким.

Мы встретились с Константином Селиверстовым у него дома, на предварительном просмотре недавно снятого им фильма "Смежные комнаты". Что-то среднее между кино документальным и художественным, с элементами балета, театра, порно и высокой лирики, достигающей бунинской глубины. Фильм можно назвать аналогом модного литературного направления нон-фикшн. Нон-фикшн – непридуманное, жанр, в котором работали Генри Миллер, Чарльз Буковски и работают отечественные авторы Марина Арбатова, Владимир Ярёменко-Толстой и др. Действие "Смежных комнат" разворачивается в стенах квартиры автора, которая не ремонтировалась, как у большинства российских граждан, лет двадцать. Знакомые интерьеры и быт: компьютер, CD-диски и софиты в одной комнате, в соседней – девяностолетняя бабушка с её антикварными комодами и фотографиями дореволюционных предков, активно внедряющаяся на правах родства в жизнь одинокого внука-холостяка. Мужчины и женщины, знакомые Кости, рассказывают о любви. Из того, что я и присутствовавшие на домашнем просмотре видели за год, – это, пожалуй, самое сильное и потрясающее…

Если Селиверстов успеет, этот фильм будет показан на Международном фестивале независимого кино этой осенью.

Скоро в издательстве "Лимбус-пресс" выйдет книга К.Селиверстова "Я искушён в любви и чистом искусстве". В.Топоров, решившийся издать Константина, сказал: "Я не был поклонником ваших фильмов, но тексты мне понравились. Даже те, которые были экранизированы".



Боди жив?

На Елагином острове собрались художники и поэты для проведения фестиваля спонтанного боди-арта. Акция "Живое слово на живом художнике" вызвала повышенный интерес у СМИ и у питерской тусовки, но не у администрации Елагинского дворцово-выставочного комплекса. Начинавшим собираться акционистам было предложено покинуть территорию острова. Особенно представители администрации были возмущены обликом художницы Анны Желудковской, представшей в полиэтиленовом платье. Художникам угрожали ОМОНом и дубинками, изнеженные телом и душой деятели артсцены почти безропотно покинули негостеприимную территорию. На вопросы о причине изгнания администрация высказывала опасение, что обнажённые для росписи тела художников и моделей привлекут нездоровый приток маньяков в парк.

На поляне у метро "Крестовский остров" боди-фестиваль всё же состоялся, но в уменьшенных масштабах. Большинство пришедших предпочло роль созерцателей, а не участников. Во время акции предполагалось, что художники и поэты одновременно будут и творцами, и моделями, напишут друг на друге непосредственно возникшие лозунги и строки. Слово наконец-то воплотится! В результате рок-музыкант и писатель Владимир Рекшан был покрыт надписями эротического содержания, художница Ирина Васильева из команды "Митьков" превратилась в растительное божество, журналистка Нина Захарова стала иконой. Поэты из группы "Дрэли куда попало" использовали присутствовавших для рекламы названия своей тусовки.

Принявшие участие в акции признались, что испытали приятные ощущения от нанесения кисточкой узоров на их телах. Было высказано желание проводить такие акции почаще, до первого снега.

Фестиваль "Живое слово на живом художнике" показал, что жителям северной столицы явно не хватает пляжных удовольствий, деятелям арт-сцены – социальной настойчивости, а администрации – чувства юмора.



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru