Семь вопросов

Открытое письмо независимого депутата Государственной Думы СФ РФ
Юлия Рыбакова кандидатам в губернаторы Санкт-Петербурга


Юлий Андреевич Рыбаков – редактор-учредитель альманаха "Терра инкогнита", правозащитник, депутат Государственной Думы РФ, председатель Подкомитета по правам человека. Родился в 1946 году в Сибири, в лагере для политзаключенных. В семидесятые годы за участие в правозащитном движении был осужден и провел шесть лет в уголовных лагерях усиленного режима. В 1990 году, став депутатом Ленсовета, создал первую в СССР комиссию по правам человека. Член Международного общества прав человека, редколлегии журналов "Грани" и "Посев", товарищества "Свободная культура". За вклад в укрепление и гуманизацию правосудия, участие в освобождении из плена сотен российских солдат и спасение заложников в Буденновске и на Дубровке награжден почетным орденом Святого Иоанна Иерусалимского, почетным знаком Георгиевского креста. Не входит в политические партии и депутатские фракции.


www.rybakov.spb.ru


Уважаемые кандидаты в губернаторы Санкт-Петербурга!


Я обращаюсь к вам от лица 480 тысяч избирателей моего 206 округа, жителей Василеостровского, Адмиралтейского и Кировского районов.

Вы стали кандидатами на высокий и очень ответственный пост. Один из вас может стать высшим должностным лицом нашего города. Горожане стоят перед выбором – кому из вас отдать предпочтение.

Петербург, Петроград, Ленинград и снова С.-Петербург за триста лет своего существования пережил многое. Он знал голод и величие, революционные катастрофы и прозябание, его жители были свидетелями и участниками всех драматических событий российской истории, явив миру не только ратные, но и духовные подвиги в самые тяжелые времена.

И последние тринадцать лет нашей истории, развал старой системы, поиски выхода из кризиса, его преодоление – также стали серьезным испытанием для его граждан. Сегодня будущее северной столицы во многом зависит от выбора, который будет сделан нами 21 сентября. Естественно, что каждый хочет делать его осознанно, узнав в доступной и конкретной форме, каким будет ваше руководство исполнительными структурами городской власти.

Но, несмотря на то, что до выборов осталось не так уж много, возможности этой мы еще не получили.

Ваши листовки и брошюры, носят рекламный, слишком упрощенный характер, обещания "углубить, расширить и повысить" не сопровождаются разъяснениями того, как вы собираетесь выполнять обещанное на практике.

А если и появляются какие-то развернутые материалы, то в них мы сталкиваемся с заявлениями, которые требуют разъяснений или просто вызывают недоумение. Так, вместо деловых программ мы читаем, например, обещания "разобраться" с предприятиями города, которые, по мнению одного из претендентов, нерентабельны или не нужны городу (видимо, кандидат забыл, что времена административного произвола прошли). Или нам миллионными тиражами рассказывают о том, как кандидат ловил преступников… Но о деле, о том, как он собирается решать городские проблемы, где он возьмет, например, деньги на строительство рекламируемых туннелей и развязок – ни слова, другая программа состоит просто из лозунгов…

У людей растет желание не ходить на выборы, а кто-то собирается голосовать против всех, потому что мало о вас знает.


Социологи говорят о том, что осознанные нашим городским обществом проблемы располагаются следующим образом:

1. Изношенность жилищного фонда, угроза аварий.

2. Грязь, антисанитарные условия во дворах, подъездах и на улицах.

3. Незащищенность рядового человека как от криминала, так и от произвола правоохранительных органов.

4. Отсутствие движения в очереди на улучшение жилищных условий

5. Плохие дороги, загазованность, резкое сокращение муниципального городского транспорта.

6. Отставание роста пенсий и зарплат бюджетников от роста цен.

7. Узаконенные поборы и повсеместное взяточничество городских чиновников.

8. Усложненные процедуры административных согласований, тормозящих и отпугивающих инвестирование в городской бизнес.

9. Старение городского населения, сокращение рождаемости, нехватка профессиональных рабочих рук.

10. Сохранение в исполнительной власти части коррумпированных кадров предыдущего городского правительства.

11. Рост национализма, попустительство силовых структур национал большевистским и профашистским движениям.

12. Наступление строительного и рекламного бизнеса на историческую часть города и утрата им своего неповторимого облика.

13. Рост наркомании, малолетней преступности и бездомности.

Это лишь малая, но важная часть проблем, которые беспокоят сегодня горожан.

При этом надо отметить, что в общественных настроениях наметился сдвиг – все большее количество людей обретает надежду на завтрашний день. Однако проблемы остаются. И всех нас интересует – что конкретно собирается делать с этими проблемами каждый из кандидатов.

Еще раз хочу подчеркнуть – обращаясь к вам с вопросами, я лишь передаю вам те тревоги, те вопросы, которые хотели бы задать вам ваши избиратели. Я понимаю, как непросто будет отвечать на них даже тем, кто уже давно работает во власти и располагает информацией и опытом. Но каждый предложивший народу свою кандидатуру взял на себя серьезную ответственность. Поэтому элементарное уважение к тем, чье доверие вы хотите получить, обязывает каждого из вас к серьезному разговору.

Скудость не только общероссийского, но и нашего городского бюджета является основной причиной наших бед. Поэтому фундаментальная часть решения городских проблем, конечно, лежит в бюджетной сфере.

Сегодня бюджет С.-Петербурга составляет 75,6 млрд. руб. (для сравнения: бюджет Москвы 293 млрд. руб.)

Наши городские расходы – 77 млрд. рублей.

Вот выборка из функциональной структуры этих расходов на 2003 год.

1. Государственное управление и самоуправление –

3 миллиарда 31 миллион руб.

Из них:

на законодательные органы власти – 299 миллионов руб.

на исполнительные органы власти – 2 миллиарда 414 миллионов руб.

2. Судебная власть – 152 миллиона руб.

3. Правоохранительная деятельность – 990 миллионов руб.

4. Строительство муниципального жилья – 233 миллиона руб.,

5. Целевая программа "Дети-сироты" – 1 миллион руб.

6. Программа "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста на 2000–2009 годы" – 915 миллионов руб.

7. Программа "Молодежи – доступное жилье" – 32 миллиона руб.

8. Проект строительства жилых домов для льготных категорий очередников – почти 5 миллионов руб.

9. Жилищно-коммунальное хозяйство – 12 миллиардов 459 миллионов руб.

10. Образование – 13 миллиардов 612миллионов,

из них на общее (дошкольное и школьное) 6 миллиардов 963 миллиона руб.

11. Здравоохранение – 7 миллиардов 700 миллионов руб.

12. Социальная политика – 9 миллиардов 259 миллионов руб.


Огромными все эти цифры могут показаться только на первый взгляд. Но и на второй останется много вопросов… Так, непонятен сильный перекос в сторону финансирования великой армии чиновников… Но в любом случае для такого большого и проблемного города, как наш, этих денег хватить не может.

Вопрос 1. Что вы сделаете для того, чтобы доходная часть нашего бюджета росла? Какие конкретные меры вы предпримете, получив полномочия высшего должностного лица, для привлечения инвестиций, эффективности нашей промышленности, увеличения доли налогов, остающихся в нашем бюджете? Что, когда и в каких объемах принесет нашему городу дополнительные доходы?

Вернемся к основному перечню городских проблем – аварийные жилой фонд и коммуникации, парализованная очередь на улучшение жилищных условий, криминал и коррупция в правоохранительных органах, нищета работников здравоохранения и образования, недоступные по ценам лекарства, рост цен и во многом как следствие всего этого – падение рождаемости, отток молодежи и еще многое другое…

Вопрос 2. Что из городских социальных проблем требует, на ваш взгляд, первейшего решения?

Жилой фонд нашего города составляют 44998 домов.

Из этого числа 1771 здание построено в 19 веке, более ста лет назад. Подавляющее число из них не проходило капитального ремонта, находится в предаварийном состоянии, а 1500 квартир и десятки домов официально признаны аварийными. По данным Госстроя, в среднем по России аварийного жилья – 12%, а в Санкт-Петербурге – 26%. В аналогичном состоянии находятся и т. н. "хрущобы"…

К этому можно добавить, что водопровод изношен на 50%, канализационные сети – на 44%.

Семьсот тысяч питерцев состоят на учете по улучшению жилищных условий, это более 300 тысяч семей, большинство из которых ждет милости от городских властей более десяти лет. По-прежнему коммунальное жилье составляет 18% жилого фонда. Попытки старого руководства города привлечь к муниципальному строительству жилья капиталы частных инвесторов не удались. В городском бюджете на решение этой проблемы отведено 3% его расходной части.

Понятно, что если вы включили эту проблему в список своих приоритетов и вам удалось найти, сохранить и выделить на ее решение какие то дополнительные деньги, – их не хватит, чтобы сразу решить эту задачу только за счет средств городского бюджета. Старое руководство города не смогло организовать жилищное строительство заемными средствами, поскольку условия, которые предлагались инвесторам-застройщикам, не отвечали их интересам.

Вопрос 3. Знаете ли вы, как привлечь частные капиталы для строительства муниципального жилья по городскому заказу?

Другая тема – безопасность и милиция. Сокращение числа преступлений, усиление раскрываемости, которые декларировались нам предыдущим начальством ГУВД оказались "липой" … Количество убийств в нашем городе возросло с 1987 г. в шесть раз, и теперь по этому показателю мы догнали Колумбию.

Не секрет, что сращивание уголовщины с правоохранительными органами стало привычным фактом. На человека в милицейской форме даже законопослушные граждане реагируют как на фактор повышенной и безнаказанной опасности. Причин тому много, и власть относится к этому по-разному. Почти миллиард рублей, который город отдает на обеспечение своей безопасности, – это совсем не мало. Хотя, как уже было показано выше, городские чиновники обходятся нам в 3,5 раза дороже…

Вопрос 4. В чем вы видите спасение общества как от уголовной преступности, так и от оборотней в погонах? Что вы сделаете для обеспечения безопасности жителей нашего города, которые все чаще становятся жертвами насилия и беззакония?

Помимо очередников, в городе есть еще 300 тысяч людей, живущих в общежитиях. Приехав когда-то в наш город, они горбатились на заводах и стройках в надежде на то, что наступит время и они станут полноценными гражданами города со своим, заработанным жильем. Приватизированные фабрики и заводы избавились от них вместе с общежитиями, передав эту проблему городским властям. Основная часть этого "жилья" таковой так и не признана, люди, там живущие, стали игрушкой чиновников и оказались в положении "лишенцев", поскольку лишены, в отличие от всех российских граждан, права на приватизацию жилья по месту регистрации.

Вопрос 5. Как вы собираетесь восстанавливать их права и когда это будет сделано? Губернатор Яковлев еще в первую свою избирательную кампанию обещал решить эту задачу за четыре года, прошло восемь…

Статистика говорит – рождаемость в нашем городе составляет 76% от 1990 года. А смертность – 134%. Убыль за этот период составила 437 тысяч человек.

Население в целом продолжает неуклонно стареть, доля нетрудоспособных растет, как и число людей, нуждающихся в медицинской помощи. Средств на приобретение необходимых лекарств, цены на которые взлетели на недосягаемый уровень, нет у половины населения. Городской бюджет предусматривает скидки и компенсации по ряду лекарств для тяжелых больных, но суммы эти ничтожны.

Вопрос 6. Помимо очевидной необходимости увеличения расходов на эти нужды из городского бюджета, как вы намерены справиться с вакханалией коррупции и самой бессовестной наживы на страданиях людей, с которой, несмотря на все "конкурсы" на поставки лекарств, не может справиться Комитет по здравоохранению?

В пять раз возрос приток населения в город за 13 лет. Основную часть мигрантов составляют жители бывших южных республик Союза, россияне из депрессивных районов страны. Несмотря на пятикратное увеличение притока населения, несмотря на высокую рождаемость в семьях этих людей, как уже было сказано, численность горожан сократилась на полмиллиона. Во многом это вызвано отсутствием активной городской политики в отношении молодежи.

Миграция молодого населения за рубеж и в другие регионы страны растет, поскольку отсутствие жилья, малоплачиваемая работа, отсутствие карьерных перспектив заставляют молодежь ехать в столицу и другие регионы.

Городская программа "Молодежи – доступное жилье", по которой 70% его стоимости оплачивается городом, а 30% – молодыми семьями, безусловно, могла бы снять часть проблемы, но 32 миллиона, выделенные на эту программу, – капля в море. А это значит, что при оттоке трудоспособного населения через 5-10 лет у города не будет средств на помощь старикам, инвалидам и детям.

Вопрос 7. Какие конкретные шаги вы сделаете, чтобы город стал привлекателен не только для мигрантов, но и для собственной молодежи?


Я не буду продолжать список вопросов, которые хотели бы задать вам жители нашего города, – он велик, и мы выбрали из него лишь наиболее часто встречающиеся темы.

Ваши избиратели уверены в том, что каждый из вас искренне хочет сделать все, что в его силах, для блага нашего любимого города, но мы хотели бы отдать свое предпочтение наиболее опытному, хорошо знающему город, прогрессивно мыслящему из вас. Ваши ответы на волнующие всех городские темы помогут нам сделать свой выбор.


С уважением,


депутат Государственной Думы РФ
Юлий РЫБАКОВ



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru