"АВТОНОМЫ"

Иметь жильё в Питере можно без платы и регистрации


Ещё в начале восьмидесятых в городе появилось "сквоттерство": решительные люди вселялись в нежилые квартиры, ставили крепкие двери, обустраивались и годами благополучно жили, плевав на законы, прописку и остальные формальности. Сегодня питерских сквоттеров потеснили из центральных районов, где частные владельцы прибрали к рукам почти все пустующие здания.


МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

В семнадцатом веке в Ирландии "сквоттерами" стали называть крестьян, самовольно захватывающих необработанные земли. Сто лет спустя данный термин применялся в Северной Америке и Австралии, хотя там земельное право было гораздо более либерально ко всякого рода самозахватам.

В начале шестидесятых годов в крупных городах Европы появились сквоттеры в современном смысле этого слова: люди, самовольно занимавшие пустующее жильё и нелегально подключавшиеся к линиям электропередач. В Германии сквоттеры (называвшие себя "автономами") стали серьёзной силой, с которой далеко не всегда справлялась блюстители порядка. Захватчики налаживали систему наблюдения за полицией (!) и взаимовыручки: как только власти пытались выселить сквоттеров из кого-либо дома, на выручку к нелегалам стекались тысячи коллег со всего города. Борьба с ними могла привести к массовым беспорядкам на улицах, поэтому в большинстве случаев сквоттеров оставляли в покое, тем более что проблем с ними было гораздо меньше, чем с ночующими на улицах бродягами.

В семидесятых у сквоттеров появилась своеобразная идеология – гремучая смесь идей хиппи, анархистов и коммунистов (особенно учения Мао Цзе Дуна). Окружающий буржуазный мир автономы не любили: в районах скопления "сквотов" (самовольно заселённых домов и квартир) господина в смокинге могли избить просто за "буржуйский вид". Сквоттеры считали, что создают в пустыне капитализма оазисы свободы. Иногда среди сквоттеров находили прибежище всевозможные экстремисты и радикалы (например, на Портовой улице в Гамбурге, почти целиком занятой автономами, некоторое время скрывались террористы из организации RAF).

Неформальные поселения отнюдь не выглядели как притоны, хотя марихуану на улице у "сквотов" курили не стесняясь. Наряду с жилищами в "автономных" домах имелись такие же неофициальные магазины, кафе. Невероятно, но в Германии выходило несколько десятков периодических "сквоттерских" изданий, в которых распространялась специфическая информация о пустующих домах, о том, как лучше обустроить быт в “сквоте” и защитить его от полиции. В последнее время роль журналов взял на себя Интернет, а противостояние автономов с властями постепенно приобретает более цивилизованные формы (например, в некоторых городах сквоттеры заключают договоры с муниципалитетами, по которым нелегалы по-прежнему не платят арендной платы, но как бы "встают на учёт").


СКВОТТЕРЫ ПЕТЕРБУРГА

В Питере сквоттеры (не путать со “свингерами” – любителями группового секса) появились в начале восьмидесятых. Контингент тот же, что и в Европе, – неформалы, одержимые радикальными идеями по переустройству мира. Правда, питерские автономы не могли себе позволить и десятой доли вольностей европейцев. Отношения с милицией были, в общем, терпимыми: блюстители сквоттеров не трогали, если только их поселение не превращалось в смесь кабака с борделем. Защищаться от милиции всем миром, как в Европе, наши автономы даже не пытались.

С началом перестройки, одним из проявлений которой было поощрение творчества молодёжи, сквоттерство вступило в самый благодатный для себя период. Молодые люди самостоятельно находили пустующие квартиры и “пробивали” для них статус молодёжных центров или мастерских (нередко сдавашихся потом в аренду под офисы). В начале девяностых эти помещения можно было легко выкупить за бесценок, поэтому некоторые автономы, оккупировавшие целые подъезды, получали неплохую базу для ухода в серьёзный бизнес.

Оригинальным исключением из общего правила стала знаменитая коммуна художников на Пушкинской, 10. Сегодня она легализована и превратилась в уникальный культурный центр. Но так происходило в считанном числе случаев, а чаще всего сквоттеры продолжали существовать в классических традициях. Из центральной части города, где автономы занимали целые дома (например, в Свечном переулке), их постепенно вытеснил капитал.

Официальной статистики по незаконно заселённым квартирам в Петербурге (как и в других российских городах) не существует, но сами автономы считают, что их не более двухсот. Приблизительно половину сквоттеров составляет молодежь, как правило, имеющая петербургскую прописку, но не желающая жить с родственниками. Другая половина, например, в домах на улице Шкапина и вокруг нее – мигранты из других регионов, в том числе беженцы с Кавказа и Средней Азии. Но движением, как на Западе, питерские сквоттеры так и не стали. В большинстве своём это люди, просто желающие выжить.

Обязательный атрибут сквота – массивная дверь и крепкие засовы. Обстановка внутри самая разнообразная – от матрасов и нехитрой посуды до цветных телевизоров и музыкальных студий. Обоям часто предпочитают настенную живопись (среди сквоттеров немало профессиональных живописцев, поэтому получается со вкусом). Нередко бывает, что в огромной квартире, например из семи комнат, живут только в двух-трёх. Холодная вода и электричество в расселённых домах – обычное явление. Автономы говорят, что при наличии коммуникаций в доме договориться с ответственными работниками несложно. От внимания милиции, сквоты, естественно, не ускользают, но чаще всего вопросы решаются миром. Автономы гарантируют спокойствие в доме (отсутствие бомжей, наркоманов), а участковый, которому необходим порядок независимо от способов его достижения, закрывает на них глаза.

Вообще, с точки зрения Закона, за самовольный захват жилья ничего серьёзного не предусмотрено. В худшем случае – выселят. Но даже само выселение из муниципального жилья, согласно Жилищному кодексу, производится только с санкции прокурора. На практике же вопросы о выселении производятся по решению суда (мы, конечно, не рассматриваем случаи, когда милиционеры, жаловаться на которых автономы не будут, просто выкидывают их из жилья, пригрозив в случае упорства "подыскать для них статью"). Но поскольку жильё, в котором живут сквоттеры, почти всегда принадлежит городу, то и истцом в суде должен выступать кто-то из представителей муниципалитета. А кому из чиновников это надо.

В целом сквоттерство является скорее безобидной экзотикой, а не какой-то "социальной болезнью". Кстати, опустившихся бомжей сквоттеры не уважают и кровно обижаются, если кто-то ставит их с ними в один ряд. Уж кто-кто, а автономы доказали всему миру, что можно лишиться жилья, не иметь денег, но жить, сохраняя человеческое лицо. Нужен только характер и желание "прогибать" жизнь.


Юрий АНТОНОВ



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru