Дамба: 18 миллиардов, которых нет на добавки к пенсиям


"Дамба – спасение!", "Дамба – преступление!", "Дамбу надо разбирать!", "Никакой дамбы до сих пор и нет!". Все эти споры оставим пока на потом. В любом случае дамба – больной вопрос для города. Как бы ни кипели страсти и ни сталкивались мнения, есть общепризнанные факты:

1) в дамбу вложена неописуемая куча денег (сколько – второй век подряд остается тайной);

2) дамба как защитное сооружение не достроена, толку с нее пока нет; вред, какой-никакой, а есть, и что-то надо делать.

И вот, сойдясь на этих двух общечеловеческих понятиях, мы видим себя на пороге выборов в Госдуму. По 206-му округу туда хочет пройти тот самый Юрий Севенард, имя которого, кроме слова "дамба", никаких ассоциаций у большинства горожан не вызывает. Проголосует ли за него округ?

Одни скажут: "Да, я за него, он все-таки дамбу строил…" Другие: "Нет, ни за что, он же своей дамбой всю экологию порушил". Подождите! Послушаем третьих. Тех, кто больше осведомлен. Они говорят: "Нужна ли дамба или вредна – вопрос сейчас не в этом. Такие проблемы не решает народ на референдумах – это дело ученых и только их. Главное в другом: если дамба и необходима (тем более, если нет) – можно ли опять доверять именно Севенарду ее строительство – вернее, огромные деньги, которых оно требует, а это ведь 215 миллионов долларов кредита Европейского Банка Реконструкции и Развития (которые потом отдавать!) и 18 миллиардов своих кровных? Нужен ли он городу – в качестве ли директора этой стройки веков – или как парламентарий?"

Вот этот вопрос и представляется нам наиболее актуальным.

Не многие помнят, что Юрий Севенард уже совмещал обе эти должности. Вы воскликнете: не может быть! Да, по закону не может. Но – было. Избравшись в Госдуму в 1994 году, он очень (ну очень!) не захотел покидать кресло начальника суперстройки. И обратился к тогдашнему своему боссу, В.С. Черномырдину, с просьбой разрешить ему лично в порядке исключения и т.д. – совмещать депутатство с директорствованием. Верите – эта фишка прокатила! Все равно как если фининспектор напишет ходатайство: "Хочу работать коммерческим директором в конторе, которую буду проверять, и еще хочу иметь возможность распределять в эту контору госкредиты". А ему ответят: "всем нельзя… а тебе разрешаем". Можно, конечно, догадываться о мотивах подобного разрешения… В общем, Севенард, совместив депутатскую неприкосновенность с директорскими финансовыми возможностями, разошелся вовсю.

В результате вскоре разразился скандал: инспекция Госстроя РФ в ноябре 2001 г. обнаружила столько недостач, что Севенарду пришлось-таки уйти. Было возбуждено сразу несколько уголовных дел, из которых нашумевшее дело о расхищении в 1998 году 400 тысяч долларов было далеко не самым серьезным ("Деловой Петербург", 21.11.01). На самом деле уволить Севенарда с его хлебного кресла следовало бы еще в 91-м, когда работу по строительству дамбы проверяла комиссия Ленсовета совместно с КРУ (Контрольно-ревизионным управлением).

Их выводы:

1. "Многочисленные финансовые нарушения: отпускавшиеся бюджетные средства расходовались нецелевым образом". Это что за нецелевой образ такой? Может, по необходимости вместо песка цемент купили? Да нет, просто вместо дамбы были выстроены – догадайтесь с трех раз… целые поселки дач для партноменклатуры!

2. "Массовое разбазаривание госимущества, выразившееся в продаже за границу строительной техники и транспортных средств". Между прочим, в транспортные средства попали не только КамАЗы и КрАЗы, а еще и три парохода.

По выражению одного из проверявших, "вокруг дамбы, как вши, расплодились сотни кооперативов, приносивших доход руководству стройки".

Быстро сориентировавшись, Юрий Севенард сумел как-то вернуть в казну полмиллиона финских марок, но и это не сразу помогло. Комиссия ведь собралась не на пустом месте. Ударные темпы "освоения" средств на дамбе бросались в глаза каждому водителю, любому из рабочих, о них только чайки над Финским заливом не кричали. Потому что кричали они о другом: о резком нарушении экологического равновесия в задамбовой части. Несознательная вода взяла и зацвела, да еще и ужасно завоняла, реально подставив Юрия Севенарда. После изучения ситуации специалистам стало ясно: не обращая внимания ни на какие резоны, Севенард вел насыпь вперед, не встраивая в нее положенных по проекту водопропусков. На все предупреждения отвечал: главное сейчас – отнюдь не защита от наводнений, а просто довести дорогу до Кронштадта.

Еще среди выводов была интересна "Ренессансная история". На директорском посту Севенард не забывал заниматься благотворительностью – нехилые бюджетные деньги переводились на счет некоего предприятия "Ренессанс". Все оформлялось как безвозмездные ссуды на нужды… поддержки творчества молодежи. Очень трогательно, если не знать, что руководителем "Ренессанса" был его сын, Константин Севенард. Он, безусловно, относился к молодежи, но этот ли вид "творчества" нуждается в подобной поддержке? И вообще, такая ли спайка отцов и детей нужна в наше время, а тем более – в Госдуме?

Теперь уделим немного места аргументам сторонников и противников, во-первых, самой идеи дамбы, а во-вторых – ее воплощения.

Начнем с того, что, по словам наиболее яростных сторонников строительства, толку даже от достроенной дамбы все равно может не быть, если предупреждение поступит менее чем за 10 часов до начала наводнения. Между прочим, выбивая деньги на продолжение "стройки века", Севенард сотоварищи непрерывно твердит об "угрозной ситуации", о "наводненческих условиях".

Главное же – другое. Не секрет, что дамбу задумывали и начинали в годы всеобщей сытости. В то время у многих на сберкнижке лежала тысчонка-другая деревянных на случай неожиданного выброса какого-нибудь дефицита. Ведь товаров в магазинах было так мало, все лежавшее на прилавках было настолько однообразно и убого, что лишние деньги казались просто резаной бумагой. На улицах никто не видел голодных детей, машины "скорой" не стояли без бензина, детские онкологические клиники не переводились на платную основу. Тогда казалось нормальным запланировать ежегодное выделение деревянных миллионов на то, чтобы застраховать город от "волны цунами, которая может зародиться при землетрясении, которое возможно никак не чаще, чем один раз в 2000 лет"!

Сейчас, когда (как уверяет нас теперь уже новый губернатор), нет денег для блокадников, доживающих свою жизнь на "непрожиточном" минимуме – разговоры о цунами в Петербурге выглядят просто кощунственно. Не до того сейчас грязному разрушающемуся полуголодному городу, чтоб страховаться на 2000 лет вперед. Сначала старикам надо вернуть их копейки – кстати, те самые, которые они же в виде налогов вносили в 70-е годы в бюджет, а значит, и на эту стройку, веря, что делают доброе дело для внуков. Сейчас эти внуки разъезжают на "мерседесах", а для бабушек денег найти не могут.

Но уж из того, что в бюджете есть, надо ли отпускать на финансирование дамбы целых 18 миллиардов, вместо того чтобы увеличить пенсии?


Анатолий ЗАОСТРОВСКИЙ



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru