ИМЕЕМ ПРАВО!

Из опыта защиты потребительских прав


"Mitsubishi" придется отозвать 700 тысяч своих машин

Четвертому по величине японскому производителю автомобилей – компании "Mitsubishi" – придется отозвать почти 700 тысяч своих машин для устранения различных неисправностей.

Компания скрывала жалобы покупателей на дефекты и неисправности в проданных автомобилях. Проверка офисов "Mitsubishi" подтвердила обоснованность этого обвинения, и представители компании принесли публичные извинения своим клиентам.


Что едим? Большой секрет

Позапрошлый 2000 год Всемирный союз потребителей (Consumers International – (CI) провел под девизом "Наша пища – что едим? Потребительская акция против генетически модифицированных пищевых продуктов".

По Закону Российской Федерации № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" с 10.01.2000 введена государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий. Таким образом создан своеобразный барьер поступлению на потребительский рынок страны продукции, возможно, потенциально опасной для здоровья населения. Только получив регистрационное удостоверение, можно ввозить продукты из-за рубежа, производить и продавать их населению. Сведения о регистрации должны вноситься в Федеральный Реестр. Его ведет Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России.


У вас "Windows"? Получите 15 миллионов долларов

Коалиция потребительских организаций США потребовала от компании "Microsoft" вернуть 10 млрд. $, которые покупатели ее программного обеспечения переплатили за последние три года.

Из опубликованного в СМИ и озвученного потребительскими организациями совместного доклада Федерации пользователей Америки, Группы изучения общественных интересов США и организации Media Access Project следует, что каждый пользователь компьютера, на котором установлена операционная система Windows, переплатил от 35 $ до 45. Таких компьютеров в настоящее время насчитывается около 250 миллионов, следовательно, в результате такой операции "Microsoft" получила "лишние" 10 млрд. $ по всему миру, в том числе 4 млрд. – в США. Кроме того, в исследовании, которое базируется, помимо прочих данных, на внутренних документах Microsoft, утверждается, что Microsoft умышленно "ослабляла" свои операционные системы, уменьшая их содержание и выводя его в отдельные коммерческие продукты. Таким образом Microsoft за последнее десятилетие удвоила цену за свою операционную систему.

Пресс-атташе Microsoft Том Пилла отверг обвинения коалиции, заявив, что "успех продуктов Microsoft базируется на множестве факторов, включая низкие и стабильные цены. Никто не станет оспаривать тот факт, что гораздо более совершенная операционная система Windows 98 стоит столько же, сколько ее предшественница – Windows 95". Г-н Пилла указал также на то, что цена операционной системы в настоящее время составляет менее 5% от стоимости компьютерной системы в целом.


Спасет нас только КонфОП

Первая акция Конфедерации обществ потребителей направлена на защиту прав абитуриентов: КонфОП намерена выяснить, насколько полна и правдива потребительская информация, предоставляемая потенциальным студентам в платных высших учебных заведениях России.

Вторая акция беспрецедентна: Конфедерация начинает борьбу за отмену... обязательной сертификации. За последние годы накоплено немало доказательств того, насколько неэффективной и даже порочной оказывается эта система. Нередки случаи, когда сертификаты, выданные различными подразделениями Госстандарта, "прикрывают" абсолютно негодный и даже опасный товар. Свежий петербургский пример тому – недавняя история с "дизентерийным маслом", когда из-за несовершенства системы сертификации и устаревших межправительственных соглашений более 600 питерских ребятишек слегли с дизентерией.

Выяснилось, что еще в 1994 году Россия подписала ряд межправительственных соглашений о взаимопризнании сертификатов соответствия с десятью бывшими советскими республиками (в том числе и с Украиной, откуда к нам попало зараженное масло) о том, что стороны взаимно признают сертификаты соответствия, выданные в национальных системах. Документ, который выдает представитель контролирующего органа и который является, собственно, пропуском в торговлю, называется протоколом идентификации. То есть фактически эксперт просто на основе визуального осмотра убеждается в том, что предъявленный продукт является тем, что заявляет поставщик. Сами эксперты признают пагубность такой системы, но пока поделать ничего не могут – закон есть закон. Более того: по свидетельству контролирующих органов, существует вполне официальный запрет на дополнительную проверку некоторых товаров, поступающих из бывших братских республик. Результат – известен.

Конфедерация уже вынудила Госстандарт отозвать ряд "филькиных грамот" и будет добиваться принудительного отзыва с рынка опасных товаров. Это означает не только изъятие лишенной сертификата продукции из торговых точек, но также возмещение их стоимости тем потребителям, которые уже купили негодный товар.

Кроме того, КонфОП считает необходимым принять специальные нормы ответственности за недобросовестную сертификацию и выдвигает программу перехода на добровольную сертификацию, которая вот уже десятки лет успешно действует в развитых странах Европы и Америки.


Потребительский "интерпол" в Интернете

Нашлась управа на международных мошенников, обижающих потребителей через Интернет. Входящая в структуру правительства США Федеральная комиссия по торговле (ФТК) выступила инициатором международной операции по борьбе с финансовыми "пирамидами", фиктивными лотереями, жульническими инвестиционными схемами и другими видами мошенничества и обмана потребителей в Интернете.

Операция проводится при поддержке правоохранительных органов и организаций по защите прав потребителей в 28-ми странах мира. В Интернете было выявлено более 1600 сайтов, занимающихся финансовыми махинациями и мошенничеством. В одной только Великобритании проведение операции уже привело к появлению "черного списка" из более 100 сайтов, предлагающих мошеннические схемы быстрого обогащения. Сейчас владельцам подозрительных сайтов рассылаются предупреждения, в которых напоминается, что мошенничество преследуется по закону вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирована компания. Ряду организаторов мошеннических схем грозят судебные иски. Операцию в Интернете проводят правоохранительные органы и организации по защите потребителей из США, Западной Европы, Японии, Южной Кореи и ряда других государств.

Страны Африки и бывшего СССР, включая Россию, в операции не участвуют.