МЫ - И БОЛЬШОЙ МИР. МНЕНИЕ

"Россия и США обречены на партнерство"


Борис Ширяев



Борис Анатольевич Ширяев. Доктор исторических наук, профессор, возглавляет кафедру Североамериканских исследований факультета международных отношений СПб ГУ. В 1992–1998 гг. с перерывами вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Университете им. Дж. Вашингтона, Йельском и других университетах США. Автор 70 работ, опубликованных в научных изданиях. Специализируется на изучении вопросов внешней политики и политики национальной безопасности Соединённых Штатов.



За последнее десятилетие Россия и США в своих отношениях прошли много трудных этапов. Стремительное сближение начала 1990-х годов довольно быстро сменилось отчуждением, грозящим перерасти в противостояние. После сентября 2001 года началось новое сближение с неясными пока последствиями.

Соединённые Штаты находятся в зените могущества, сегодня они бесспорный мировой лидер. Утвердился однополюсный мир, и разговоры о многополюсном утратили всякий смысл на неопределенное время.

Вашингтон отдает себе отчет в том, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Там понимают, что бремя глобального лидерства обходится недёшево и может подорвать экономическую и военную мощь страны, что рано или поздно возникнет ситуация, когда одна из динамично развивающихся стран или группа государств бросят вызов гегемонии Америки. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время США стремятся использовать уникальную историческую ситуацию для решения своих стратегических задач в области геополитики и глобальной безопасности.

Курс, взятый Америкой после сентября 2001 года, был предопределён необходимостью вступить в последовательную борьбу против международного терроризма во всех его проявлениях. В Афганистане режим талибов, за спинами которых умело действовал Бен Ладен, для США враг номер один, был сокрушён, – кстати, не без помощи России. 11 марта президент Буш объявил о начале второй фазы антитеррористической кампании, при этом открыто были названы страны так называемой "оси зла" – государства, представляющие, с точки зрения Белого Дома, опасность для США и мировой стабильности.

Безопасность страны – главный лейтмотив многочисленных выступлений американского президента. "Мы не можем позволить наихудшим в мире режимам создавать наихудшее в мире оружие и тем самым держать в заложниках США и наших союзников, – говорил Буш в одном из последних выступлений во время поездки по стране. – Перед нашими детьми и детьми наших детей мы обязаны быть твердыми и со всей силой заявить террористам и диктаторам: мы не позволим вам безнаказанно шантажировать мир".

Действия правительства США по обеспечению безопасности страны по-прежнему пользуются ошеломляющей поддержкой во всех слоях общества. Америка демонстрирует не только высокую степень сплоченности вокруг президента, но и готовность идти на жертвы и лишения. Бюджет 2003 года, предусматривающий невиданное для мирного времени увеличение расходов на военные нужды, был встречен в стране и в конгрессе с восторгом. Представляя бюджет конгрессу, президент Буш заявил: "Это не бюджет, а план ведения войны".

В этой глобальной стратегии с очень далеким прицелом США нуждаются, помимо сплоченности и поддержки своего общества, ещё и в союзниках и стратегических партнерах.

В Белом доме, по всей видимости, все больше осознают необходимость партнерских отношений с Россией в реализации этой глобальной антитеррористической стратегии. Наметились изменения в восприятии России на Западе, и особенно в США. Примечательны в этом отношении высказывания Збигнева Бжезинского, влиятельного эксперта, известного своими антироссийскими настроениями. В начале 1990-х Бжезинский был, пожалуй, первым среди известных американцев, выступивших против сближения с Россией, тогда он назвал это "преждевременным партнерством". Сейчас Бжезинский говорит о том, что "партнерство между США и Россией предопределено историей". Подобные высказывания в устах такого компетентного и прагматичного аналитика звучат весьма символично. Это не только мнение Бжезинского. С подобными высказываниями в последнее время выступают многие ведущие эксперты США.

Недавно в Женеве были начаты российско-американские переговоры, на которых готовятся основные документы для очередной встречи президентов двух стран в мае 2002 года, которая будет проходить в Москве и Санкт-Петербурге. Ожидаются новые шаги России и США по укреплению сотрудничества в сфере международной безопасности и двухсторонних отношений. Президент Буш говорит о новой основе отношений между Россией и Америкой в стратегической сфере. В Соединённых Штатах и Западной Европе обсуждаются перспективы предоставления России особого статуса в НАТО.

Логика действий и содержание заявлений американского руководства позволяют делать вывод о том, что в Вашингтоне начинают коренной пересмотр своей внешнеполитической стратегии с целью создания гарантированной системы безопасности для США, которую они не отделяют от глобальной безопасности. Декларации о новой странице стратегического сотрудничества с Россией не являются простой дипломатической риторикой. За ними проглядываются контуры реальной политики.

В войне против международного терроризма пауз и отступлений, похоже, не будет до тех пор, пока этого требует американское общество. В настоящее время США сталкиваются с серьезными осложнениями на Ближнем Востоке, где перед ними стоят проблемы арабо-израильского конфликта, Ирака, Ирана. Озабоченность вызывает Саудовская Аравия, которая, как хорошо всем известно, является главным спонсором и духовным наставником религиозного фанатизма и международного терроризма. Только Саудовская Аравия и Пакистан в свое время признали одиозный режим талибов в Афганистане.

Ситуация на Ближнем Востоке развивается в неблагоприятном для США направлении, и они, возможно, попытаются ослабить свою энергетическую зависимость от нестабильного и взрывоопасного региона. Ключевым партнером США в поставках энергоресурсов может стать Россия, что укрепило бы позиции нашей страны на мировых рынках нефти.

Однако перемены в энергетической стратегии США несут с собой не только позитивные для России последствия. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что главным источником нефти и газа для мировой экономики в 21 веке будут энергоресурсы Каспийского моря. По прогнозам, к 2050 году американцы будут импортировать из бассейна Каспийского моря 80% нефти и газа. Сейчас, когда Соединенные Штаты, используя возможности новой – антитеррористической политики, достаточно утвердились в Афганистане, путь каспийской нефти на мировые рынки можно считать открытым. Больше нет такого непреодолимого препятствия, как война между талибами и Северной группировкой, для реализации "контракта века" на строительство газопровода Туркмения – Афганистан – Пакистан, по которому американские корпорации имеют шанс заработать несколько миллиардов долларов. И главное, чего достиг Вашингтон, – если Афганистан – ключ к крупнейшим мировым запасам нефти, то ключ этот сегодня – в руках Америки.

Однако стабильность в Афганистане – это дело отдаленного будущего. Пока же США вновь возвращаются к еще одному варианту транспортировки каспийской нефти – через нефтепровод Баку – Тбилиси – Турция. Каспийский трубопроводный консорциум под эгидой США становится реальностью. Но для этого нужно решить еще одну проблему – стабилизировать положение в Грузии, где нынешняя власть, по сути, не контролирует ситуацию. Вот почему в этой стране появились инструкторы американского спецназа, – как уверяет Тбилиси, исключительно в целях подготовки подразделений грузинского спецназа для борьбы с терроризмом.

Безусловно, размещение американцев в Грузии, руководство которой спит и видит себя в НАТО, позитивным для России фактом назвать трудно. Бурная реакция в российских СМИ, запальчивые речи в Государственной Думе имеют под собой причины, – это не просто политические страсти. Однако президент и правительство России реагировали на грузинскую ситуацию весьма сдержанно. "Никакой трагедии нет в том, что Грузия пригласила американских военных советников", – заявил Владимир Путин. Такая реакция тоже имеет под собой основания. Россия не в состоянии противодействовать проникновению США в Грузию, но, по всей видимости, будет стремиться использовать ситуацию с максимальной для себя выгодой. Почему не попробовать? По замечанию американской газеты "Уолл стрит Джорнал", российский президент не будет расходовать энергию на сопротивление превосходящему по силе, но будет использовать более сильного в своих целях.

Эпизод с Грузией еще раз говорит о том, что при совпадении целей в решении глобальных проблем, таких как борьба с международным терроризмом, у России и США будут оставаться расхождения и противоречия на уровне региональных интересов. Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что и в России, и в США существует сильная инерция недоверия друг к другу, которая имеет под собой основания.

Значительное влияние на внешнюю политику США оказывает общественное мнение. Многие внешнеполитические декларации и заявления в этой стране адресуются в первую очередь и главным образом собственному избирателю, предназначены для внутреннего использования. Это специфика внешнеполитического процесса в Америке, элемент политической культуры страны. Во многом этим можно объяснить эпизод, связанный с разговорами о планах США использовать тактическое ядерное оружие.

В начале марта в печати появились сведения о том, что президент Буш поручил Пентагону подготовить секретный доклад о возможности применения тактического оружия против семи стран, включая Россию. В этот список входят страны – явные или тайные обладатели ядерного оружия: Северная Корея, Ирак, Ливия, Иран, Индия, Китай, Россия. Как видно, в этом списке наряду с государствами, причисленными к "оси зла", присутствуют страны, к этой оси не относящиеся.

Думается, объяснение этому состоит в следующем. В последние десятилетия, в ходе ядерной гонки, стала очевидной бесполезность использования этого оружия громадной разрушительной силы, способного вызвать глобальную катастрофу. Американцы считают, что потенциальные враги США исходят именно из этого обстоятельства. После 11 сентября безопасность стала императивом всей американской жизни. Общество требует от правительства стопроцентной гарантии своей безопасности. Президент постоянно говорит о том, что безопасность страны и ее граждан является приоритетом номер один его политики. (Раньше все американские президенты говорили, что главным приоритетом является защита свобод и ценностей американского общества). США хотят показать, что ядерное оружие – это не крайнее средство, и они готовы применить его в тактических масштабах. Правительство США должно постоянно доказывать своим гражданам, что оно готово использовать весь имеющийся потенциал для обеспечения их безопасности.

На пути выстраивания партнерских отношений с США Россия должна быть готова ко многим неприятным для себя ситуациям. Главное и очевидное состоит в том, что ни Россия, ни США не хотят конфронтации.

Во взаимоотношениях двух стран никогда не существовало проблем, которые были бы причиной длительной и трудноизживаемой вражды, таких как территориальные споры, столкновения в борьбе за природные ресурсы и т.п. Большинство людей, которых мы называем "простые американцы", относятся к России с симпатией и по-доброму. Можно вспомнить события и очень отдалённые, и не столь давние. Во время гражданской войны в США 1861–1864 гг. Россия, в качестве демонстрации поддержки американского правительства, отправила к берегам США две военные эскадры. Американцы встречали русских моряков с восторгом и энтузиазмом.

Граф С.Ю.Витте, который возглавлял российскую делегацию на мирных переговорах с Японией, проходивших в Портсмуте, с некоторым удивлением обнаружил, что общественное мнение Соединённых Штатов было на стороне России. Благосклонное отношение американцев, наряду с дипломатическим искусством Витте, в ту пору помогло нейтрализовать чрезмерные притязания Японии.

В 1930-е годы, когда в СССР началась коллективизация, среди американцев было немало тех, которые с энтузиазмом восприняли идею создания нового общества. В США был организован сбор средств на закупку современной сельхозтехники и высокосортных семян для создания в России образцовой коллективной агрофермы. Советское правительство выделило американским энтузиастам несколько тысяч гектаров земли в Ставропольском крае, где они действительно создали агроферму по последнему слову тогдашней науки и техники. Американские фермеры вместе со своими семьями переехали в Россию с намерением остаться там навсегда и принять участие в строительстве нового общества. Увы, в 1937–1938 гг. многие из этих идеалистов были арестованы и отправлены в Сибирь. Остальные с великим трудом смогли вернуться к себе на родину.

Особенно тёплым было отношение американцев к нашей стране во время Второй мировой войны. В Америке возникло широкое общественное движение "Поможем России", участники которого направляли президенту США множество петиций с требованиями скорейшего открытия второго фронта. Рабочие многих американских военных заводов часто оставались на бесплатные сверхурочные работы, чтобы собрать как можно больше танков и самолётов для России.

Поэтому, несмотря на все перипетии официальных трений, память хранит добрые, дружеские отношения наших народов. И сегодня процессы мирового развития не оставляют им иного выбора, кроме как быть партнёрами. И даже, возможно, союзниками.