ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

АГС. ОТКАЗ ПО УБЕЖДЕНИЯМ:
ВОПРОС – ОТВЕТ


Право на отказ от несения военной службы по убеждениям является основным элементом права на свободу мысли, совести и вероисповедания, что закреплено Всемирной декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах , Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а также в ряде резолюций и рекомендаций, принятых Комиссией ООН по правам человека (КПЧ), Советом Европы и Европейским парламентом, в документах ОБСЕ.

Во всех этих документах содержится требование к государствам гарантировать лицам, отказывающимся от несения военной службы по убеждениям, право на несение альтернативной гражданской службы.

Кому может быть предоставлено право на отказ от военной службы?

Резолюция Комиссии ООН по правам человека 83/1995 провозгласила право любого лица, подлежащего призыву на военную службу, отказаться от несения военной службы в качестве реализации права на свободу мысли, совести и вероисповедания по религиозным, этическим, гуманитарным и иным аналогичным мотивам. Резолюция также призвала государства не проводить различия в законодательстве и практике между мотивами отказа.

Как государство должно определять, кому может быть предоставлено право на отказ от несения военной службы?

Рекомендации по поводу того, кому может быть предоставлено право на отказ от несения военной службы, содержатся в ряде стандартов ООН и Европы. Резолюция Комиссии ООН по правам человека 1995 г. признает, что в ряде государств достаточно факта подачи заявления об отказе от военной службы, и призывает государства, в которых такая процедура не принята, учредить независимые и объективные органы для рассмотрения заявлений об обоснованности отказа от военной службы.

В рекомендациях Комитета министров Совета Европы 1987г. говорится, что государства могут устанавливать соответствующую процедуру по рассмотрению заявлений об отказе от военной службы, но также подчеркивается, что при рассмотрении заявлений должны обеспечиваться все гарантии справедливости и заявитель должен иметь право на обжалование решения такого органа. При этом устанавливается, что апелляционный орган должен быть не связан с военной администрацией и должен состоять из лиц, могущих обеспечить его независимость.

Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года провозглашает, что для признания права на отказ достаточно только подать заявление и указать мотивы. В резолюции КПЧ 1995 г., однако, указывается, что в ряде государств для предоставления права на отказ достаточно факта подачи заявления без указания мотивов и их рассмотрения.

Какого рода службу должны обеспечить государства в качестве службы, альтернативной военной?

Международно-правовые документы призывают государства предоставить возможность прохождения альтернативной службы, которая носила бы исключительно гражданский характер и по своей продолжительности не могла бы считаться наказанием. В Рекомендациях Комитета министров Совета Европы говорится, что продолжительность альтернативной службы должна быть разумно сопоставима с продолжительностью военной службы, а также указывается, что в дополнение к гражданской службе государства могут предусмотреть возможность прохождения военной службы, которая не будет связана с применением оружия, если возражения лица касаются только личного применения оружия. Резолюция Европейского парламента от 13 октября 1989 г. допускает возможность превышения продолжительности гражданской службы по сравнению с военной в полтора раза. Резолюция КПЧ 1995 г. подчеркивает, что формы альтернативной службы должны быть небоевого либо гражданского характера и осуществляться в общественных интересах и не иметь характера наказания.

Когда лицу должно быть разрешено подавать заявления об отказе от военной службы по убеждениям?

В Рекомендации Комитета министров Совета Европы 1987 г. содержится требование, согласно которому соответствующее заявление должно быть подано в срок, достаточный для завершения процедуры рассмотрения до призыва. Однако в Рекомендации также указывается, что законом может быть предусмотрена возможность заявления об отказе и в период прохождения военной службы, если основания для отказа возникают в этот период. В Объяснительной записке к этой Рекомендации, тем не менее, указывается, что установление точного срока подачи заявления противоречило бы самой природе Рекомендации, т.к. если причиной отказа от несения военной службы признается конфликт с совестью, то, следовательно, такой конфликт может возникнуть у лица в любой момент его жизни. Резолюция КПЧ 1995 г. не устанавливает конкретных сроков, однако признает, что убеждения, не позволяющие лицу нести военную службу, могут у него возникнуть и в период ее прохождения.