"ОКО ГОСУДАРЕВО"

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РАБОТЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЗА 2001 ГОД
ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


Страна с трудом преодолевает многолетнюю полосу правового нигилизма. Безусловным обретением в правовой сфере стали позитивные тенденции, связанные с укреплением федеративных отношений, активизацией деятельности государственных структур по охране правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, укреплением законодательной базы реформируемого общества.

Вместе с тем эти тенденции и процессы еще не стали необратимыми. Государству и российскому обществу не удалось в полной мере преодолеть последствия поразившего на начальном этапе радикальных преобразований экономического, социально-политического и духовно-нравственного кризиса. По-прежнему острой остается криминогенная ситуация. Немало нарушений допускается в сфере экономики и предпринимательства. Медленно устраняются факты местничества и отступлений от требований Конституции России и федеральных законов региональными и муниципальными структурами. Не везде соблюдаются социальные и конституционные гарантии граждан.

В этих условиях основными приоритетами для деятельности прокуратуры были борьба с преступностью; надзор за соблюдением законов в экономике, укрепление правовых основ конституционной законности, охрана прав и свобод личности.

I. Надзор за исполнением законов в сфере борьбы с преступностью и меры по укреплению правопорядка

Преступность производна от общества и точно отражает его суть. Причинный комплекс российской преступности во многом обусловлен объективными трудностями переходного периода. Ломка социальной структуры общества, снижение уровня и качества жизни большинства населения, отсутствие эффективного механизма формирования и стимулов социально полезных проявлений расширили базу преступной деятельности. Для одних она стала основным способом обеспечения высокого социального и материального статуса; для других – средством выживания, защиты своих прав и законных интересов; для третьих – выражением своеобразного социального протеста.

[…]* Количество зарегистрированных преступлений в 2001 году увеличилось на 0,5% и неуклонно приближается к 3 миллионам.

Среди выявленных лиц, совершивших преступления, 905,8 тыс. человек или 55,1% не имели постоянного источника дохода (85,8 тыс. – безработные), 429,4 тыс. или 26,1% – были ранее уличены в преступной деятельности. Свыше 370 тыс. или 22,6% совершили преступления в состоянии алкогольного, а 12,6 тыс. – токсического и наркотического опьянения.

Особую тревогу вызывает рост умышленных убийств. За год число их выросло с 31,8 до 33,5 тысяч или на 5,5%. Наибольший рост произошел в Белгородской, Костромской, Вологодской и Читинской областях. В Свердловской, Московской, Иркутской, Челябинской, Кемеровской областях, Москве и Санкт-Петербурге их зарегистрировано более тысячи.

[…] Опережающими темпами растут другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Их удельный вес достиг 59%. Если в 2000 году по стране регистрировалось каждый час по 4 убийства, 5 разбоев, 15 грабежей и 150 краж, то в 2001 году такое количество преступлений регистрировалось каждые 40 минут.

В течение года потерпевшими от преступных посягательств стали более 2 млн. граждан. Погибло 78,6 тыс., получили тяжкие увечья 71,3 тыс. человек. Среди пострадавших 8,6 тыс. – подростки. Материальный ущерб от преступных посягательств по расследованным делам и разрешенным материалам составил 94,8 млрд.руб.

[…] Реальный уровень преступности значительно выше, ибо за рамками уголовной статистики остается латентная (скрытая) преступность, масштабы которой в последние годы резко возросли. Причин тому несколько.

Во-первых, – до сих пор не изжита практика укрытия милицией неочевидных преступлений. Их в прошлом году прокурорами восстановлено на учет свыше 122 тыс. (в 2000 году – 104 тыс.). Как и ранее, в ход шли необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, искажение фактических обстоятельств происшедшего, фальсификация проверочных материалов, оказание психического и физического воздействия на потерпевших, внесение ложных показателей в статистические учеты.

В связи с выявленными нарушениями в органы внутренних дел внесено 55,2 тыс. представлений, 36,7 тыс. работников милиции привлечены к дисциплинарной, а почти 1,2 тыс. за преступления по службе – к уголовной ответственности.

Во-вторых, – население теряет веру в способность власти изобличить виновных и возместить причиненный вред. В правоохранительные органы не сообщается о многих совершенных преступлениях…

По мнению экспертов и населения, в число зарегистрированных не попадают от 40% общеуголовных деяний до 95% экономических преступлений.

[…] В-третьих, – растут "профессиональное мастерство" преступников и их коррупционные возможности.

[…] Установить истинные масштабы преступных проявлений мешают также дефекты парадигмы "борьба с преступностью". Прокурорские проверки показывают, что органы внутренних дел не избавились от застаревшей идеологической установки "покончить" с преступностью. Поэтому нередко усилия их направлялись не на защиту конкретного гражданина, пострадавшего от преступления, а на достижение заветного показателя снижения преступности.

В Костромской области, например, было установлено, что райгорорганы внутренних дел почти два года руководствовались телеграммой УВД, согласно которой оперативно-поисковые дела по нераскрытым кражам разрешалось заводить и, соответственно, работать по установлению похитителей только тогда, когда ущерб от преступления составлял 10 тыс. руб.

Незаконная установка после вмешательства прокуратуры отменена. Для того чтобы в целом переломить ситуацию, Генеральной прокуратурой внесены предложения об изменении критериев оценки деятельности органов внутренних дел.

[…] В течение года из числа расследованных преступлений раскрыто 2 068 320 или 70%. Раскрыты 77,2% умышленных убийств.

[…] За совершение преступлений к уголовной ответственности привлечены 1,4 млн. чел., в том числе 40,9 тыс. за причинение тяжкого вреда здоровью, 108 тыс. – разбои и грабежи, 0,9 тыс. – совершение бандитизма. В суд направлено 25,1 тыс. уголовных дел об умышленных убийствах, в том числе о 142 убийствах по найму.

В ходе расследования у преступников изъято материальных ценностей на 32,8 млрд. руб., в том числе 120,1 млн. руб. наличных денег; 3,2 млн. американских долларов, 736 кг драгоценных металлов (128,7 кг золота, 479,4 кг серебра, 19,3 кг платины), 881 тонна цветных металлов и на 19,7 млн. руб. продовольствия.

Немалой проблемой остаются проявления терроризма. В 2001 году количество их увеличилось со 135 до 327 или на 142,2%.

В результате совместных целенаправленных действий правоохранительных органов удалось раскрыть ряд преступлений, расследовать и направить в суд 35 уголовных дел на 48 террористов. Среди них преступления, получившие широкий общественный резонанс: взрывы в Ессентуках, Минеральных Водах, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, от которых погибли 28 человек, 143 получили ранения различной тяжести, причинен крупный материальный ущерб. Расследованием дел выявлены несколько десятков лиц, входивших в состав Усть-Джегутинского джамаата ваххабитского толка, ставивших целью вооруженный захват власти в ряде субъектов Федерации Северо-Кавказского региона. Все они арестованы и им предъявлены соответствующие обвинения.

[…] Серьезным фактором, негативно влияющим на криминогенную обстановку, является незаконный оборот огнестрельного оружия. Несмотря на то, что количество преступлений, совершенных с использованием боевых средств, в истекшем году сократилось на 3,4%, число хищений огнестрельного оружия и боеприпасов в 2001 году остается значительным и составляет более 3 тысяч. Преступники и преступные группы зачастую обладают целыми арсеналами оружия, причем самого современного типа.

[…] К сожалению, поставить надежный заслон каналам поступления оружия в криминальную среду не удается. Их источниками по-прежнему остаются зона боевых действий, контрабандный ввоз из-за рубежа, хищения на оружейных заводах, и особенно в воинских частях.

[…] Угрожающие масштабы приняла наркомания. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с каждым годом неуклонно растет. В 2001 году оно достигло 241 тысяч.

Преступления этой категории получили распространение практически везде, поразили все социальные слои, проникли в учебные заведения, затронули армейскую среду. Мощными темпами идет процесс омоложения наркопреступности. Все более активно в оборот наркозелья вовлекаются женщины и подростки. День ото дня увеличивается число потребителей наркотиков. На 1 января 2002 года более 470 тысяч наркоманов поставлены на диспансерный учет.

[…] Следует отметить низкую эффективность деятельности органов правоохраны, их разобщенность, профессиональные просчеты в организации следственных и оперативных мероприятий. До недавнего времени ими к уголовной ответственности в основном привлекались лица, которые приобретали и хранили наркотики для личного потребления. В то же время организаторы и иные участники преступной деятельности оставались безнаказанными.

Ситуация несколько изменилась после того, как координационное совещание руководителей правоохранительных органов в 2000 году определило алгоритм совместных действий по преодолению узких мест в правоохранительной практике. В 2001 году из общего числа выявленных наркопреступлений – 105,4 тыс. составили изготовление, сбыт, приобретение с целью сбыта наркотического зелья. Это на 26,4% больше, чем в позапрошлом году.

Не может не тревожить высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних. На подростков приходится почти десятая часть уголовных преступлений.

В структуре их преступности немало тяжких и опасных проявлений. Из 185 тыс. совершенных ими в прошлом году преступлений – 1,6 тыс. составили убийства, почти 3 тыс. – случаи причинения тяжкого вреда здоровью, 6 тыс. – разбои, 14,8 тыс. – грабежи.

[…] Негативные процессы в динамике и структуре преступности вынуждали прокуроров по-прежнему занимать жесткую позицию при избрании меры пресечения. Хотя, надо отметить, что число санкций на арест сократилось более чем на 43 тыс. и составило 365,3 тыс. Это связано с тем, что такая мера применялась в основном к лицам, совершившим особо тяжкие и опасные преступления. (Нелишне подчеркнуть, что суды после рассмотрения жалоб обвиняемых признали необходимым изменить всего 2% прокурорских решений).

[…] Из-под стражи освобождены 553 человека, незаконно содержавшихся в следственных изоляторах. По вопросам следствия и дознания разрешено 371,6 тыс. жалоб и обращений.

С участием прокуроров в судебном заседании первой инстанции рассмотрено 770,1 тыс., а в суде кассационной инстанции – 185,7 тыс. уголовных дел. В соответствии с кассационными заключениями прокуроров отменены и изменены приговоры в отношении 15,1 тыс. человек.

[…] …В деятельности правоохранительных органов имеется немало недостатков и просчетов. Прежде всего это касается работы по раскрытию и расследованию преступлений.

За год остались нераскрытыми 884,3 тыс. преступлений. По сравнению с 2000 годом их количество увеличилось на четверть. А если брать тяжкие и особо тяжкие преступления, картина еще хуже.

В истекшем году не раскрыто 7 762 умышленных убийства (в 2000 году их было 5 870); 15,7 тыс. разбойных нападения; 70,7 тыс. грабежей; 625 тыс. краж. Всего 18% раскрыто краж автомобилей.

В республиках Бурятия, Карелия, Марий Эл, Владимирской, Воронежской, Курганской, Московской областях, Москве, Свердловской и Тюменской областях раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила от 35 до 55%.

За год не разыскано 34,2 тыс. пропавших граждан.

[…] Немало узких мест в борьбе с преступлениями организованных групп. Согласно данным уголовной статистики, в 2001 году количество преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, составило более 33 тысяч. Выявлено 16,1 тыс. их участников.

Однако в Республике Чувашия, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, Кировской, Пермской областях и многих других территориях прокурорами обнаружены неединичные случаи приписок числа выявленных и поставленных на учет организованных преступных групп.

[…] Слабо влияют на положение дел подразделения Министерства внутренних дел в федеральных округах. Хотя потенциальные возможности новых структур велики, видимые результаты деятельности пока отсутствуют. Оперативно-розыскное бюро – преемник РУБОПа, как показали прокурорские проверки, – продолжает работать по старым схемам.

К примеру, в Сибирском федеральном округе работа этих подразделений зачастую сводилась к накоплению оперативной информации без последующей ее реализации.

[…] Не лучше ситуация в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах.

В деле борьбы с преступными проявлениями низка роль следственного аппарата, особенно органов внутренних дел. Слабая профессиональная подготовка следователей и дознавателей, отсутствие четкого взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, ненадлежащая постановка ведомственного контроля оборачивается тем, что значительное число дел прекращается и приостанавливается производством.

[…] Не изжиты нарушения процессуальных гарантий прав потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, факты применения недозволенных методов ведения следствия. В течение года подтвердилась каждая четвертая из 293 тыс. жалоб, поступивших в прокуратуру, на действия и решения следователей и дознавателей органов внутренних дел.

Не задают нужного тона в работе следственные управления Следственного Комитета при МВД России в федеральных округах и сам Следственный Комитет.

[…] В связи с нарушениями процессуального закона за истекший год почти 2 тыс. работников Следственного Комитета и его подразделений на местах по прокурорским материалам привлечены к дисциплинарной, а 200 – к уголовной ответственности.

[…] Традиционно слабое звено правоохраны – борьба с коррупцией. И хотя в сравнении с 2000 годом количество выявленных случаев взяточничества (7 909) и преступлений против интересов государственной службы (23 208) увеличилось, соответственно, на 12,2 и 2,9%, эти цифры далеки от реальности. Как и в прежние годы, правоохранители выявляют и пресекают лишь незначительную часть коррупционных проявлений.

Но гораздо хуже другое. Оперативные структуры органов внутренних дел, располагая достоверной информацией о коррумпированности "сановных особ", даже не пытаются ее реализовать. Борьба идет с мелкими мздоимцами.

[…] В течение года прокурорами было выявлено более 8 тысяч различных нарушений закона о государственной службе и борьбе с коррупцией. В целях их устранения принесено 1054 протеста, 2169 представлений. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 650 должностных лиц – правонарушителей, возбуждено 128 уголовных дел.

В то же время одна правоохранительная система не справится с проблемой коррупции. Для противодействия этому явлению требуется последовательная государственная политика, объединение усилий не только всех органов власти, но и самого общества. Однако власть, несмотря на декларируемую поддержку разработки законопроектов, создание комитетов и комиссий, проведение различных конференций и слушаний, до сих пор не считает нужным укротить поток коррупции, проявить для этого политическую волю.

II. Надзор за исполнением законов в сфере экономики

Несмотря на комплекс мер по укреплению правопорядка в финансово-бюджетной сфере, общая ситуация с соблюдением законности в экономическом секторе не претерпела серьезных изменений. Ущерб от противоправных действий в кредитно-финансовом блоке в 2001 году составил более трети экономических потерь государства. Только по преступлениям экономической направленности он, по оценкам экспертов, исчисляется в 66 млрд. руб., что почти вдвое больше, чем за 2000 год.

[…] По-прежнему не наведено должного порядка в использовании государственной собственности. Прокурорские проверки свидетельствуют о массовых злоупотреблениях, допускаемых органами власти при заключении договоров аренды, передаче вверенного имущества в безвозмездное пользование юридическим лицам, непринятия мер по возврату государству переданных пакетов акций от покупателей, не выполнивших своих инвестиционных обязательств и т.п.

Нарушения такого рода установлены в Российском фонде федерального имущества и Министерстве обороны. Имеющимися полномочиями прокуроры взыскали причиненный государству ущерб на 420 млн. руб. В интересах Минобороны с ряда зарубежных фирм взыскано более 470 млн. долларов США. Возбуждено 3 тыс. уголовных дел о преступлениях против государственной собственности.

Противоречащие интересам государства сделки обнаружены в деятельности Министерства имущественных отношений России при управлении государственной собственностью за рубежом.

[…] В целом за истекший год прокурорами было выявлено 55,9 тыс. нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности. Для возвращения ее в законное владение принесено 3,5 тыс. протестов, внесено 6,7 тыс. представлений, направлено 37,4 тыс. исковых заявлений в арбитражный суд. Почти 2,7 тыс. должностных лиц, виновных в разбазаривании государственных ценностей и имущества, привлечены к различным видам ответственности, возбуждено 754 уголовных дела.

[…] Одним из приоритетов в истекшем году оставался надзор за соблюдением законности при использовании бюджетных средств.

[…] Нарушения бюджетного законодательства и хищения денежных средств выявлены в структурах министерств транспорта, путей сообщения, природных ресурсов, компании "Газпром". По этим фактам возбуждены и расследуются уголовные дела.

Проверками установлено более 170 банков, в которых, что называется, "зависли" государственные средства. Всего по вине недобросовестных кредитных организаций российский бюджет в 2001 году недосчитался свыше 42 млрд. руб.

[…] Не намного лучше состояние законности в таможенной сфере. Таможенные органы нередко попустительствовали недобросовестным участникам внешнеторговых операций, предоставляли должникам неправомерные отсрочки, а порой вообще "амнистировали" нарушителей.

[…] За преступления против интересов службы и взятки в отношении 212 сотрудников таможни возбуждены уголовные дела, а 81 из них в истекшем году осужден.

[…] Почти 11 тыс. нарушений бюджетного и кредитно-финансового законодательства вскрыто в Вооруженных Силах. По результатам прокурорских проверок командованию внесено 2 тыс. представлений, по которым более 6 тыс. офицеров руководящего звена привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности. В отношении должностных лиц, допустивших превышение полномочий, присвоение, растрату или хищение государственного имущества, возбуждено 513 уголовных дел, в том числе 19 – в отношении офицеров высшего командного состава. […]

III. Обеспечение правопорядка в Чеченской Республике

Усилия органов прокуратуры здесь направлялись на то, чтобы средствами прокурорского надзора обеспечить утверждение правовых начал в деятельности органов власти и управления, защиту социальных прав населения.

В течение года прокуратурой Республики выявлено 1572 нарушения законов, в том числе 419 незаконных правовых актов. Среди незаконных актов 166 – это нормативно-распорядительные документы районной, городской и сельской администрации. Почти три десятка таких документов было издано Главой администрации Республики.

Для устранения нарушений внесено 384 представления, принесено 382 протеста.

[…] Особая тема – обеспечение безопасности населения как от бесчинств бандитов, так и неправомерных действий представителей федеральных структур.

В прошлом году в Республике участниками незаконных вооруженных формирований совершено 511 преступлений террористического характера. Убиты более 100 работников постоянных органов внутренних дел, 37 руководителей и сотрудников органов местного управления, 9 священнослужителей. Только в Грозном бандитами убито 140 русскоязычных жителей, в основном женщин, лиц престарелого возраста и детей.

Для раскрытия и расследования этих преступлений при прокуратуре Республики функционирует межведомственный Штаб. Формируются совместные следственно-оперативные группы. Планирование и результаты их работы еженедельно заслушиваются на оперативных совещаниях при прокуроре Республики и его заместителях.

Эта работа дала свои результаты. Задержаны руководители и участники преступных групп, совершивших террористические акты в Гудермесе и Грозном, серийные убийства русскоязычных граждан, убийства руководителей и работников местных администраций, религиозных деятелей и сотрудников постоянных органов внутренних дел.

В целях наведения порядка и обеспечения законности при проведении так называемых "зачисток" с августа 2001 года в проверках соблюдения паспортного режима стали принимать участие работники территориальных и военных прокуратур. Возникавшие вопросы разрешались безотлагательно на месте происшествий. Это привело к сокращению числа правонарушений со стороны "силовиков" и жалоб граждан. Если в 2000 году в органы прокуратуры поступило 940 обращений о розыске лиц, пропавших в ходе проведения спецмероприятий, то в 2001 – 246.

По фактам совершения работниками правоохранительных органов преступлений в отношении населения Республики, в том числе при проведении спецопераций в Асиновской и Серноводске, возбуждено 37 уголовных дел. Из них 12 дел на 17 обвиняемых направлены в суд. В отношении военнослужащих, совершивших такие преступления, расследовано 113 уголовных дел. Свыше трети дел находятся в суде, в том числе 12 – об убийствах, столько же о хищениях чужого имущества, 5 – о нарушении правил вождения, 4 – о хулиганстве, 1 – об изнасиловании.

Органы прокуратуры ориентированы на дальнейшее усиление надзорных акций.

IV. Проблемы конституционной законности

[…] Несмотря на меры по укреплению государственности, в 26 конституциях и уставах субъектов Российской Федерации в 2001 году оставались нормы, противоречащие Конституции страны. Они устанавливали собственный суверенитет, гражданство, верховенство региональных законов над федеральными, допускали преимущества титульной нации, объявляли собственностью региональные недра, природные ресурсы, землю, вводили особый порядок назначения руководителей органов правоохраны, закрепляли иммунитет должностных лиц субъекта Федерации, ограничивали права граждан и местного самоуправления.

Всего за год прокурорами выявлены 4264 незаконных правовых акта представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и более 40 тысяч – органов местного самоуправления. По протестам и представлениям прокуроров отменено и изменено свыше 4 тыс. антиконституционных региональных актов. Около 2 тыс. таких документов по заявлениям прокуроров судами признаны не подлежащими применению. На основе материалов прокуратуры в соответствие с Конституцией России и федеральными законами приведены 60 основополагающих законов субъектов Федерации.

Вместе с тем число незаконных региональных актов остается значительным. До настоящего времени не приведены в соответствие с требованиями закона 922 правовых акта субъектов Федерации и 5678 актов органов местного самоуправления. Наиболее неблагополучна ситуация с соблюдением федерального законодательства в Москве, республиках Адыгея, Башкортостан, Коми и Татарстан, Нижегородской области.

[…] Отрицательное влияние на конституционную законность оказывают ранее заключенные в нарушение Конституции России договоры и соглашения с 42 субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. По этим договорам в полное правовое регулирование субъектов Федерации были переданы вопросы, находящиеся не только в совместном ведении России и ее регионов, но и в исключительном ведении Федерации… […]

V. Законность в сфере экологии

…Переход к рыночным отношениям сопровождался резким сокращением государственных дотаций на экологию. Федеральным бюджетом 2001 года на охрану окружающей среды было выделено всего 4 773 744 тыс. руб., что на порядок ниже необходимых потребностей. В итоге масштабы и тенденции экологических правонарушений стали оказывать все более разрушительное влияние на среду обитания и общественную безопасность.

Если в 2000 году на учет было поставлено 14,8 тыс. экологических преступлений, установлено 14,1 тыс. лиц, их совершивших, то в 2001 году число таких преступлений выросло на 15,5% и составило 17,1 тыс. Прокурорами выявлено 62 тыс. нарушений природоохранного законодательства.

По материалам надзора видно, что в острейшую экологическую проблему для России перерастает вопрос переработки и утилизации ядерных энергетических установок и топлива на основе ядерных компонентов. Из состава военно-морского флота сегодня выведено значительное число атомных подводных лодок, утилизация которых вследствие недостаточного финансирования приостановлена. Имеющиеся мощности по переработке и хранению жидких отходов давно приблизились к критической черте.

[…] Проверка Госкомрыболовства России показала, что основанная на действующем законодательстве система выделения квот на вылов морских биоресурсов допускала широкие возможности для массовых злоупотреблений. По фактам превышения должностных полномочий сотрудниками этого ведомства возбужден ряд уголовных дел. К ответственности, в частности, привлекается первый заместитель председателя Госкомрыболовства.

Не менее серьезной причиной распространения правонарушений в экологической сфере является систематическое нарушение федерального законодательства главами регионов и органами местного самоуправления. Реализация противоправных норм на местах приводит к нерациональному использованию природных ресурсов, причиняет ущерб окружающей среде, нарушает конституционные права граждан.

По вопросам природопользования в 2001 году прокурорами выявлено 4556 незаконных правовых актов. Больше всего их было в Московской, Нижегородской, Псковской областях, республиках Алтай, Коми, Мордовия. В основном они касались лесного фонда, земельных угодий, пресных водоемов. […]

VI. Защита прав и конституционных свобод граждан

В общем массиве выявленных доля нарушений в сфере обеспечения социальных и политических прав граждан по-прежнему составляет почти 30%. В течение года выявлено почти 208 тыс. нарушений социального законодательства против 191,2 тыс. – в 2000 году. Число незаконных правовых актов превысило 35 тысяч.

Особенно неблагополучно положение с соблюдением трудовых прав граждан. Практически повсеместно с нарушением закона заключаются договоры и контракты. Нередко администрация предприятий и частных фирм включает в них условия, ухудшающие положение работников. Многочисленны случаи незаконного увольнения и наказания рабочих и служащих. Не выдерживаются гарантии трудовых прав женщин и подростков. Наиболее распространены такие нарушения в республиках Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Красноярском крае, Москве, Московской, Ростовской, Тюменской областях и других территориях.

[…] Немногим лучше ситуация и с состоянием условий и охраны труда. В сравнении с 2000 годом количество выявленных прокурорами нарушений законов об охране труда увеличилось на 20,4% и достигло 29,4 тыс. Собственники предприятий и работодатели в погоне за прибылью и по другим причинам не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда. Вследствие такого положения на протяжении последних лет ежегодно получают травмы до 300 тыс. человек, из которых 6 тыс. – со смертельным исходом.

[…] По-прежнему велико число нарушений жилищных прав граждан. В 2001 году их выявлено около 17 тысяч. Часть нарушений (свыше 2,5 тыс.) связана с незаконными актами, ущемляющими права граждан на распределение муниципальных жилых помещений, приватизацию жилья, охрану жилищных интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых. Нарушения жилищных прав граждан, особенно со стороны должностных лиц муниципальных образований, установлены почти во всех регионах.

[…] Незащищенной категорией населения страны остаются пенсионеры и престарелые. Результаты проверок свидетельствуют, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Зачастую им своевременно не предоставляется жилье, бесплатные лекарства, гарантированный перечень медицинских услуг. В некоторых регионах все еще задерживают выплаты пенсий и пособий.

Учитывая частые случаи поступления в аптечную сеть фальсифицированных лекарств, прокурорами проведены проверки исполнения законодательства, регламентирующего оборот лекарственных средств. Установлено, что Минздрав России и его органы на местах не выполняют контрольных функций по проверке качества фармацевтической продукции. О ситуации в сфере оборота лекарственных средств информировано Правительство страны.

Всего по поводу нарушения прав пенсионеров прокурорами разрешено – 12,3 тыс. жалоб и заявлений. Каждое пятое из них оказалось обоснованным.

[…] Не менее актуальной для страны остается проблема социальной защиты граждан, получивших заболевания вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. С 1998 года Минфином России прекращено финансирование льгот этой категории лиц, а Минтрудом выдача соответствующих удостоверений. Мотивы принятых решений – коллизии норм федеральных законов "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Вне государственного внимания сегодня остались более 50 тыс. инвалидов данной категории.

[…] Не находит должного внимания со стороны государства проблема охраны прав несовершеннолетних. В истекшем году органами прокуратуры выявлено свыше 100 тыс. нарушений законов о правах и интересах подростков. Характерно, что нарушения законодательства о несовершеннолетних составляют половину всех нарушений, выявленных в социальной сфере. Из общего массива 17% составили нарушения, выявленные в области образования, 4,9% – труда и 54,3% – быта (охраны жизни, здоровья, семьи, материнства и детства).

[…] Серьезные недостатки прокурорскими проверками выявлены и в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2001 году, превысило 1 миллион 140 тысяч (десять лет назад их было ровно в два раза меньше). Среди доставленных: 301 тыс. – это подростки, едва достигшие 13 лет; 295 тыс. – нигде не работали и не учились, а 45 тыс. – оказались вообще неграмотными.

Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, были изъяты с чердачных и подвальных помещений, территории вокзалов, аэропортов и других общественных мест. В стране только учтенных значится около 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако по экспертным оценкам их насчитывается от 2 до 3 миллионов.

Нельзя не видеть, что идет активный процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, вымогательство, проституцию. В течение прошлого года выявлено 16,5 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

В таких условиях, как свидетельствуют прокурорские проверки, профилактическая работа органов внутренних дел и структур исполнительной власти носит не предупреждающий, а посткриминальный характер. Серьезно осложняет ситуацию устаревшее законодательство и ведомственная разобщенность органов, призванных заниматься подростками.

Практически не улучшается состояние законности в учреждениях пенитенциарной системы. До сих пор в следственных изоляторах Минюста России не соблюдаются нормы санитарной площади на одного человека. Средняя наполняемость СИЗО по стране сегодня превышает установленные законом нормы в 1,5 раза, а в Тат