ПРИЛОЖЕНИЕ

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕ ПЫТОК –
для "стройности" российского законодательства?


Российская Федерация, являясь членом Комитета ООН против пыток, приняла на себя добровольные обязательства привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с "Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания". Раз в четыре года представители России докладывают о том, что сделано в этом направлении. Последний такой отчет был представлен на состоявшейся в Швейцарии 28-й сессии Комитета против пыток в мае этого года. Российской делегации пришлось докладывать мировому сообществу об улучшении своего законодательства в ситуации, когда с подачи правительства страны депутаты Государственной Думы провалили инициативу, направленную на установление ответственности за применение пыток.

Конституция России (cт. 21) гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". В соответствии с этой статьей на пленарном заседании Думы 15 февраля с.г. было предложено дополнить Уголовный кодекс РФ новой нормой в следующей редакции: "

Статья 117-1. Пытки

1. Причинение должностным лицом или по его подстрекательству либо с его ведома иным лицом физических или психических страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние:

а) повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью;

б) совершенное с особой жестокостью;

в) совершенное в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

в) совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Примечание. Должностными лицами в настоящей статье признаются лица, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации."

Объясняя необходимость введения этой правовой нормы, депутат от Петербурга, председатель Подкомитета по правам человека Юлий Рыбаков отметил, что в действующем УК вообще отсутствует расшифровка понятия "пытка", а ответственности за недозволенные методы воздействия в работе государственных служащих подлежат лишь следователи и дознаватели, которые, как правило, сами не применяют насилие, перепоручая эту "работу" другим сослуживцам. Это позволяет им избегать ответственности за применение пыток. Депутат указал на то, что актуальность законопроекта подтверждается многочисленными фактами, все чаще становящимися достоянием общественности. Как отмечается в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации “О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации” от 3 октября 2000 года, “жалобы на недозволенные методы воздействия и процессуальные нарушения при проведении дознания либо предварительного расследования составляют около 22% от общего количества жалоб на действия правоохранительных структур, поступающих Уполномоченному”. Кроме того, “в подавляющем большинстве жалоб на приговоры судов (70%), поступивших Уполномоченному, имеются сведения о том, что на стадии дознания либо предварительного следствия с целью получения показаний о признании вины к задержанным применялось физическое или психическое насилие, допускались процессуальные нарушения при расследовании уголовных дел сотрудниками милиции, что, по мнению заявителей, и повлекло постановление неправосудного приговора”.

Однако, выступая после депутата Рыбакова, представитель Белого дома по работе в Госдуме А.Логинов заявил, что правительство не поддерживает этот законопроект, считая его избыточным и не желая "нарушать стройность (?) действующего законодательства". В результате лишь 134 депутата (29,8%)поддержали предложение председателя Подкомитета по правам человека при 9 голосовавших против, а поскольку 307 депутатов вообще уклонились от голосования, оно было отклонено как не получившее поддержки большинства депутатов. (Более подробно об особенностях этого голосования – в "Terra incognita" №2(6) за февраль 2002 г. в статье "Куда идем?".)*


Сознавая, какое огромное значение имеет реальное установление в России ответственности за применение пыток и жестокое обращение и наказание, редакция альманаха публикует полный текст документов, принятых по докладу российской делегации на 28-й сессии Комитета ООН против пыток.

Заключение и рекомендации Комитета ООН против пыток

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1. На 520, 523 и 526 встречах, проведенных 13, 14 и 16 мая 2002 года, Комитет рассмотрел третий периодический доклад Российской Федерации и принял следующие выводы и рекомендации.

А. Введение

2. Комитет приветствует представление третьего периодического доклада Российской Федерации, который был подан с задержкой. Доклад содержит ответы на некоторые вопросы и рекомендации, принятые Комитетом в заключении от 1996 года. Комитет выражает сожаление, что, несмотря на заверения государства-участника в том, что оно своевременно обеспечит Комитет дополнительной информацией, требуемой для рассмотрения, необходимые материалы получены не были. Комитет ценит уточненную и детальную информацию, равно как и развернутые ответы, представленные представителями государства-участника во время устных выступлений. Тем не менее, Комитет считает, что из-за недостатка времени многие вопросы, заданные Комитетом при рассмотрении третьего периодического доклада, остались без ответа.

Б. Позитивные аспекты

3. Комитет хочет отметить следующие позитивные изменения:

а) Ратификация Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод и Европейской Конвенции по Предотвращению Пыток и Бесчеловечного или Унижающего Достоинство Обращения и Наказания;

б) Введение в действие нового уголовного кодекса и принятие нового уголовно-процессуального кодекса, который, по заверениям государства-участника, вступит в силу 1 июля 2002 года. Комитет с удовольствием отмечает, что новый уголовно-процессуальный кодекс содержит, в том числе, такие нововведения, как суд присяжных, установление более строгих требований к времени содержания под стражей и проведению допросов, возможность исключения доказательств, полученных в отсутствие адвоката, а также судебное, а не прокурорское санкционирование ареста;

в) Передача системы исполнения наказаний из ведения Министерства Внутренних Дел в ведение Министерства Юстиции;

г) Принятие мер, призванных улучшить условия содержания в тюрьмах и сократить переполненность мест лишения свободы;

д) Заверения представителей Государства-участника в том, что альтернативная гражданская служба и “добровольная военная служба по контракту” заменит обязательный призыв в вооруженные силы;

е) Принятие Распоряжения Генерального прокурора № 46, требующего присутствия представителей прокуратуры при проведении “специальных операций” в Чеченской Республике, и Приказа № 80 Командующего Федеральными Вооруженными Силами на Северном Кавказе, обязывающего войска идентифицировать себя, регистрировать задержания, уведомлять о задержании родственников задержанных и предпринимать иные меры для защиты гражданского населения от злоупотреблений;

ж) Учреждение специальной рабочей группы в Министерстве Внутренних Дел для приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами, регламентирующими правовой статус беженцев.

В. Особенности и трудности

4. Комитет ценит откровенные объяснения делегации, касающиеся трудностей, с которыми сталкивается Государство-участник при преодолении унаследованной системы “произвольности и безнаказанности”, при построении и укреплении демократических институтов и верховенства закона. Комитет хочет отметить, что эти трудности усиливаются “актами терроризма” и угрозами безопасности. Тем не менее, Комитет подчеркивает, что в соответствии со статьей 2 Конвенции, “никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были…не могут служить оправданием пыток”.

Г. Вопросы, вызывающие озабоченность Комитета

5. Комитет глубоко озабочен следующим:

а) Многочисленные и постоянные заявления о распространении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении задержанных, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, как правило, с целью получения признания;

б) Несмотря на значительные усилия Государства-участника по организации диалога и принятию превентивных мер, таких как “горячая линия” для жертв, продолжают поступать сообщения о “дедовщине” в армии, о случаях пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в вооруженных силах, применяемых либо непосредственно офицерами, либо с их согласия или одобрения, следствием которых является физический и моральный ущерб, причиняемый жертвам;

в) Устойчивая система безнаказанности пыток и иного жестокого обращения, выгодная как гражданским, так и военным должностным лицам, отсутствие информации о судебных решениях о прекращении или возвращении на дополнительное расследование дел, основанных на признаниях, полученных с применением пыток, чрезвычайно низкое количество лиц, осужденных за нарушение Конвенции;

6. Комитет также выражает озабоченность:

а) Невыполнением требования статьи 1 Конвенции включить определение пытки в национальное законодательство. Указание пытки в качестве отягчающего обстоятельства некоторых составов преступлений не удовлетворяет требованиям ст. 1 и 4 Конвенции;

б) Многочисленными случаями обвинительных приговоров, основанных на признании обвиняемого, а также системой оценки правоохранительных органов, основанной на проценте раскрытых преступлений, что в совокупности создает условия для применения пыток и иных видов жестокого обращения с целью принуждения задержанных к даче показаний;

в) Отсутствие доступа к адвокату, врачу и членам семьи для лиц, лишенных свободы с момента задержания. Обеспечение доступа является важной мерой, предотвращающей пытки;

г) Фактический отказ судей принимать во внимание представленные обвиняемым доказательства применения пыток и жестокого обращения, выливающийся в общую практику отсутствия расследования и преследования подобных случаев;

д) Объяснения Государства-участника, что, вопреки многочисленным сообщениям о насилии в отношении находящихся в заключении женщин, формальных жалоб на такие нарушения получено не было. Несмотря на усилия Государства по сокращению числа заключенных в целом, число заключенных женщин за прошедшую декаду удвоилось;

е) Отсутствие практического обучения врачей, сотрудников правоохранительных органов и военных требованиям Конвенции, принятым Российской Федерацией при ратификации;

ж) Причиняющие страдания условия предварительного заключения и широкое распространение туберкулеза и иных заболеваний, равно как и плохие и неконтролируемые условия содержания в учреждениях ИВС (изоляторах временного содержания в милиции) и СИЗО (следственных изоляторах). Над окнами камер устанавливаются препятствующие вентиляции и проникновению естественного света металлические “намордники”, поскольку, как было сообщено, закон запрещает заключенным вступать в коммуникации между камерами;

з) Недостаточный уровень независимости и эффективности прокуратуры, что, как было признано Государством, является следствием двойственной функции Прокуратуры по осуществлению уголовного преследования и надзору за надлежащим ведением следствия;

и) Сообщения о достигающих уровня жестокого и унижающего достоинство обращения условиях содержания детей в местах заключения и других государственных учреждениях;

к) Отсутствие гарантий, обеспечивающих запрет возвращения лиц в страны, где они могут быть подвергнуты пыткам;

7. В связи с событиями в Чечне Комитет выражает особую озабоченность следующим:

а) Продолжают поступать многочисленные сообщения о грубых нарушениях прав человека и норм Конвенции, в том числе на произвольные задержания, пытки и жестокое обращение, включая получение признаний с помощью насильственных действий, внесудебные казни и насильственные исчезновения, особенно во время “специальных операций” или “зачисток”, а также на создание незаконных временных центров содержания под стражей, включая “фильтрационные лагеря”. Необычайно распространены заявления о жестоком сексуальном насилии. Кроме того, вооруженные подразделения, замеченные в особой жестокости по отношению к гражданскому населению, вновь направляются в район конфликта;

б) Многочисленные вооруженные подразделения действуют в Чечне под контролем различных силовых структур служб, что затрудняет поиск и идентификацию служащих из числа личного состава, ответственных за вышеперечисленные действия;

в) Отсутствие эффективного исполнения приказов № 46 и 80, упомянутых выше;

г) Двойная система юрисдикции в Чечне, включающая в себя как военных, так и гражданских прокуроров и судей, существование которой приводит к продолжительным и неприемлемым задержкам в регистрации дел и, в итоге, к циклическому процессу, в рамках которого информация по делу и обязанность начать расследование передается от одного официального лица к другому и обратно без осуществления уголовного преследования. Комитет с озабоченностью отмечает отсутствие у гражданских прокуроров возможности допрашивать военнослужащих и проводить расследование в местах расположения воинских частей с целью сбора доказательств, необходимых, чтобы обязать военную прокуратуру принять дело в свое производство. Озабоченность также вызывает недостаток независимости военных судов, прокуроров и судей, обуславливающий чрезвычайно малое число зарегистрированных дел по обвинению должностных лиц в злоупотреблениях.

Д. Рекомендации

8. Комитет рекомендует Государству-участнику:

а) Незамедлительно инкорпорировать в национальное право понятие "пытка", как его определяет статья 1 Конвенции, и включить пытки и иное жестокое и унижающее достоинство обращение в национальное законодательство в качестве отдельного вида преступления с адекватным за него наказанием;

б) Принять меры, позволяющие задержанным иметь доступ к адвокату, врачу и членам семьи с момента заключения под стражу, информировать подозреваемых и свидетелей об их правах с момента задержания, и обеспечить предоставление юридической и медицинской помощи по требованию самого задержанного, а не исключительно по разрешению официального лица. Немедленно должен быть рассмотрен вопрос о введении обязательного медицинского освидетельствования для лиц, поступающих в ИВС и СИЗО, а также создании медицинской службы, независимой от Министерства Внутренних Дел и Министерства Юстиции для проведения таких освидетельствований;

в) Обеспечить абсолютное уважение принципа неприемлемости доказательств, полученных при помощи пыток, и пересмотреть все обвинительные приговоры, основанные исключительно на признаниях обвиняемого, сознавая, что многие такого рода признания могли быть получены под воздействием пытки или жестокого обращения, а также, в случае необходимости, обеспечить освобождение лиц, представивших достоверные доказательства применения к ним пыток или жестокого обращения, и предоставить им компенсацию;

г) Улучшить условия содержания в тюрьмах и местах предварительного содержания, приведя их в соответствие с требованиями Конвенции. Государство-участник должно обеспечить, в частности, чтобы запрет общения между заключенными в центрах предварительного содержания не распространялся на всех заключенных без исключения, но применялся к конкретным заключенным при наличии необходимости и на основании решения суда, устанавливающего время содержания в таких условиях заключения;

д) Создать программу внезапных проверок мест предварительного содержания и иных мест заключения независимыми инспекторами, достойными доверия, результаты работы которых должны предаваться гласности;

е) Рассмотреть возможность создания независимого органа для инспектирования тюрем, проведения мониторинга всех форм насилия, включая сексуальное насилие, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин, и всех форм насилия со стороны заключенных, включая насилие, предпринимаемое с одобрения должностных лиц. Участие общественных защитников на стадиях предварительного следствия, следующих за задержанием, обеспечит защиту задержанных;

ж) Обеспечить обучение обязательствам, принятым на себя Российской Федерацией при ратификации Конвенции для (1) врачей с тем, чтобы они могли распознать следы пыток или жестокого обращения с лицами, находящимися в заключении или освобожденными из заключения, (2) сотрудников правоохранительных органов и судей с тем, чтобы они немедленно инициировали беспристрастные расследования, и (3) военнослужащих с тем, чтобы они знали о запрете пыток и о том, что приказ вышестоящего начальника не является оправданием пыток;

з) Просить Верховный Суд провести анализ существующей практики принятия к рассмотрению судами дел о пытках, в свете определения пытки, предусмотренного статьей 1 Конвенции, и рассмотреть возможность принятия рекомендаций по этому вопросу;

и) Обеспечить немедленное, беспристрастное и полное расследование всех представленных властям сообщений о применении пыток, преследование и соответствующее наказание лиц, применивших пытки, равно как и защиту лиц, сообщающих о применении пыток, и их свидетелей от возможной мести;

к) Распространить инструкции, запрещающих применение пыток и жестокого обращения к детям, находящимся в тюрьмах и других учреждениях под юрисдикцией государства-участника, и обеспечить исполнение этих инструкций всеми имеющими к ним отношение должностными лицами;

л) Обеспечить невыдачу и невозвращение лиц в страну, если существуют серьезные основания полагать, что там им может угрожать применение пыток;

9. В отношении ситуации, сложившейся в Чеченской Республике, Комитет рекомендует Российской Федерации:

а) Определить юрисдикцию над событиями в Чечне, статус которых сейчас не определен, поскольку чрезвычайное положение не введено, несмотря на наличие продолжающегося вооруженного конфликта немеждународного характера. Такое прояснение ситуации предоставит жертвам эффективные средства получения возмещения за любые совершенные правонарушения, чтобы они не были захвачены порочным кругом различных военных и гражданских департаментов и агентств;

б) Несмотря на то, что в Чечне было создано множество механизмов по рассмотрению жалоб на нарушения прав человека, ни одна из этих структур не обладает признаками независимого и беспристрастного органа следствия. Комитет повторяет свое заключение, сделанное в 1996 году, призывавшее государство-участника создать достойный доверия, беспристрастный "независимый комитет для расследования жалоб на нарушение Конвенции Вооруженными Силами Российской Федерации и чеченскими сепаратистами, с целью применить правосудие к лицам, в отношении которых имеются доказательства их вовлеченности или соучастия в подобных актах";

в) Обеспечить эффективное применение приказов № 46 и 80 и принять исчерпывающие правила проведения зачисток;

г) Расширить полномочия Специального Представителя Президента РФ по защите прав человека и гражданина в Чеченской Республике по проведению расследований и даче прокуратуре рекомендаций в отношении возможных уголовных дел;

д) Предпринять меры, обеспечивающие гражданский контроль над армией и практическую реализацию запрета дедовщины, пыток и жестокого обращения в армии среди призывников и офицеров;

е) Предусмотреть формирование совместной следственной группы из представителей военной и гражданской прокуратуры до тех пор, пока не появиться возможность точно определить, к чьей компетенции и юрисдикции относится дело;

10. Комитет также рекомендует Российской Федерации:

а) Предоставить Комитету рассортированную по возрасту, полу, национальности и географии информацию, обо всех военных и гражданских местах содержания под стражей, равно как о местах содержания несовершеннолетних и иных соответствующих институтах; в следующем периодическом отчете представить информацию о числе, видах и результатах случаев привлечения к ответственности сотрудников милиции и иных правоохранительных органов за пытки и связанные с ними преступления, включая дела, отклоненные судом;

б) Широко распространить в стране заключения и рекомендации Комитета и итоги рассмотрения доклада на надлежащих языках, а также рассмотреть возможность проведения консультаций с независимыми организациями, защищающими права человека и гражданские свободы и оказывающими правовую помощь, и группами общественных защитников при подготовке следующего доклада.


В соответствии с этими рекомендациями Подкомитет по правам человека Государственной Думы повторно внес на рассмотрение депутатов поправки в Уголовный кодекс РФ об ответственности должностных лиц за применение пыток. О результатах рассмотрения законопроекта депутата Ю. Рыбакова на осенней сессии российского парламента редакция сообщит читателям.



(*) В докладе Генеральной прокуратуры РФ, публикуемом в этом номере "Terra incognita", признается факт широкого применения пыток ("недозволенных методов ведения следствия"). В нем указывается, что в течение 2001 года "подтвердилась каждая четвертая из 293 тыс. жалоб на действия и решения следователей и дознавателей органов внутренних дел". - Ред.