ИЗ ЛЕТОПИСИ КРАСНОГО ТЕРРОРА

МОСКОВСКИЕ РАССТРЕЛЫ
Окончание. Начало в "Terra incognita", № 3(7), март 2002 г.


Лидия Головкова,
главный редактор Книги памяти "Бутовский полигон"


Большинство политических деятелей, расстрелянных в “Коммунарке”, до ареста жили в Доме правительства, ныне известном как Дом-на-Набережной, а некоторые даже в Кремле. Кроме самих высокопоставленных лиц, мы находим в списке жертв их жен и родственников. Есть попавшие сюда по прихоти следствия и обыкновенные советские служащие: простые библиотекари, музейные работники, студенты и даже школьники: дети Нестора Лакобы 14 и 15 лет, арестованные в 1937 г. и расстрелянные осенью 1941 г., также захоронены в “Коммунарке”.

Как и в Бутове, в “Коммунарке” лежит много латышей, украинцев, белорусов, множество поляков, немцев, представителей многих других национальностей. Но больше всего здесь полегло евреев, может быть, около половины от общего числа. Образовательный ценз жертв “Коммунарки” очень высок: почти все имели высшее образование, чего нельзя сказать о жертвах Бутова: люди, получившие высшее образование, встречаются среди них довольно редко.

Расстрелянные в Москве и захороненные в “Коммунарке” были осуждены высшим органом советской военной юстиции – Военной коллегией ВС СССР, в некоторых случаях – военными трибуналами, и около ста пятидесяти человек – “в особом порядке”. Жертвы Бутова приговорены к расстрелу внесудебными органами: тройками и Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР.

Территория “Коммунарки” так же, как и территория Бутова, была когда-то имением, вернее, тихой и уединенной лесной дачей – с господским домом на каменном фундаменте (он не сохранился), хозяйственными постройками и озером в глубине леса. В двадцатых годах на подведомственных НКВД землях бывшая лесная усадьба площадью в 18 гектаров была отдана под дачу наркому ОГПУ-НКВД Г. Г. Ягоде. Был выстроен одноэтажный деревянный дом с большими комнатами, высокими потолками. Здесь любили собираться чекисты, даже проводились тут совещания – с последующей рыбалкой на озере и разными увеселениями. Приезжали со своей охраной, поварами, прислугой. Сотрудники постоянной местной охраны на все время пребывания гостей запирались в отдаленной комнате. После расстрела Ягоды в марте 1937 г. дача некоторое время пустовала. Есть мнение, что первоначально эта территория предназначалась только для тайных захоронений расстрелянных чекистов. В президентском архиве хранится записная книжка Ежова, в которую он обычно в краткой форме заносил указания Сталина. Там имеется запись (без даты): “дача Ягоды – чекистам”. И действительно, первые три захоронения в “Коммунарке” начиная со 2 сентября 1937 г. (далее – 20 сентября и 8 октября) были захоронениями сотрудников НКВД.

Люди других категорий начали попадать сюда с 21 октября 1937 г.

Так продолжалось весь 1937 и 1938 годы. В 1939 г. захоронения расстрелянных производились здесь всего четыре раза. В 1940 г. их, кажется, не было совсем. Последняя дата захоронений в “Коммунарке” пока неизвестна. В настоящее время есть сведения о захоронениях в июле 1941 г.: за три военных дня – 28, 29 и 30 июля – было уничтожено 513 человек. Самым большим после расстрелов 1937-1938 гг. было захоронение 16 октября 1941 г. В этот трагический для Москвы день было казнено по решению Военной коллегии и военных трибуналов 220 человек, причем некоторых доставили в Москву специально для расстрела из разных далеких тюрем и лагерей. Так, в эти дни всеобщего смятения и паники в Москве были расстреляны привезенные из астраханских и Мариинских лагерей жены: Корка, Уборевича, Тухачевского и др. Расстрелы последующих лет, по мнению сотрудников общества “Мемориал”, занимающихся “Коммунаркой”, скорее всего производились на территории Бутовского полигона, так как произошло переподчинение этой “зоны” Центральному аппарату НКВД. Здания на территории “Коммунарки”, по свидетельству местных жителей, были подожжены поздней осенью 1941 г. и сгорели вместе с привязанными к дому сторожевыми собаками. Ни одна пожарная машина, к удивлению местных жителей, не приехала на тушение пожара. На месте пожарища перед домом осталась громадная гора полусгоревших документов. Имущество было расхищено. Но через год или полтора на месте дачи Ягоды снова стоял дом. В нем разместился какой-то сверхсекретный объект НКВД.

В настоящее время составителями Книги памяти “Бутовский полигон” просмотрен почти весь массив архивно-следственных дел на расстрелянных в Бутове. Это дает право сказать, что в Бутове лежит вовсе не какая-то “низовка”, как презрительно называли “бутовский контингент” чекисты, а как бы целый народ – во всем его разнообразии и проявлениях.

Бутовский полигон находится на земле бывшей старинной усадьбы Дрожжино, известной с XVI века. Последним хозяином ее был Иван Иванович Зимин, родной брат знаменитого Сергея Ивановича Зимина – владельца Московской частной оперы. На конном заводе Зиминых, носящем в 1920-е гг. имя Каменева и поставлявшем лошадей войскам ГПУ-ОГПУ, в качестве обыкновенного объездчика работал бывший управляющий имением, племянник недавнего его владельца – Иван Леонтьевич Зимин. Он жил здесь со своей женой – известной оперной певицей (впоследствии профессором Консерватории) С. И. Друзякиной. Деревянный двухэтажный дом – с резными карнизами и наличниками, с широкой лестницей и небольшой аллейкой из голубых елей перед ним – стоял как раз на месте будущего полигона.

В 1934 г. конный завод был закрыт, жители выселены, конюшни переоборудованы под тюремные помещения. На десяти подводах из соседней Екатерининской пустыни, где с 1931 г. размещалась тюрьма для уголовников (впоследствии – знаменитая политическая Сухановская тюрьма), привезли заключенных. Но они находились здесь недолго. Вскоре их перебросили на Щербинку, где в бывшем имении помещика Сушкина также была оборудована тюрьма.

В середине 1930-х гг. в преддверии массовых расстрелов хозуправление НКВД озаботилось приисканием спецзон для захоронений. Под Москвой таких зон было выделено три: в районе поселка Бутово, на территории совхоза “Коммунарка” и вблизи г. Люберцы. (Эта третья зона держалась как резервная; она не была использована.) На территории Бутовской усадьбы на площади 5,6 га (общая площадь “спецзоны” была тогда 2 кв. км) оборудовали стрелковый полигон. Вернее, это была имитация полигона, как это делалось на всех подобных “объектах”. Местным жителям сообщили, что поблизости от их деревень будут производиться учебные стрельбы. Действительно, начиная с 1936 г. звуки выстрелов со стороны полигона слышались постоянно. И поначалу это никого не удивляло. Но со временем местные жители, конечно, начали догадываться, что по соседству с ними происходит что-то ужасное. Запоздалых прохожих, возвращавшихся домой с ночной электрички, обгоняли “воронки”, крытые автозаки, из глубины леса иногда доносились какие-то отдаленные мольбы, крики о помощи.

После июльских 1937 года приказов Ежова начались массовые, не имеющие аналогов в мировой истории казни. Первый расстрел по этим приказам на Бутовском полигоне произведен 8 августа 1937 г. В этот день был расстрелян 91 человек.

Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 годов: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека. Среди жертв Бутова, по имеющимся документам, наибольшее число составляют москвичи, жители Подмосковья и соседних областей, входивших тогда целиком или частично в Московскую область. Но есть и немало представителей республик бывшего СССР, лица иностранного происхождения и подданства, единственная вина которых заключалась в “неподходящей” национальности или месте рождения. Вместе с русскими, которых в бутовских погребальных рвах насчитывается примерно 65-70%, похоронены здесь латыши, поляки, немцы, евреи, украинцы, белорусы; есть представители Франции, США, Румынии, Венгрии, Австрии, Италии, Болгарии, Японии, Индии, Китая; всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти. Больше всего в Бутове погребено простых крестьян, часто малограмотных или совсем неграмотных. Иногда их расстреливали целыми семьями – по пять-семь человек, хватали, чтобы выполнить план, из какой-нибудь одной деревни 15-18 человек. (Нами составлен список этих деревень; в них предполагается поставить поминальные кресты; несколько крестов уже воздвигнуто). Следующие по численности жертвы Бутова – рабочие и служащие всевозможных советских учреждений. Более трети от общего числа расстрелянных – заключенные Дмитлага, этого настоящего государства в государстве; состав дмитлаговцев или, как их называли, “каналармейцев” – от ученых с мировой известностью, строителей, поэтов, священнослужителей, учителей – до не реабилитированных и не подлежащих реабилитации уголовников-рецидивистов.

В бутовских рвах лежат останки выдающихся деятелей дореволюционной России: председатель 2-й Государственной Думы Ф. А. Головин, московский генерал-губернатор В. Ф. Джунковский, его адъютант и друг генерал В. С. Гадон, правнук Кутузова и одновременно родственник Тухачевского, профессор церковного пения М. Н. Хитрово-Крамской, правнучка Салтыкова-Щедрина Т. Н. Гладыревская. Здесь погребены один из первых русских летчиков Н. Н. Данилевский и чех по национальности, член экспедиции О. Ю. Шмидта – Я. В. Брезин, представители русских дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Бибиковых, Голицыных; художники, чьи чудом спасенные произведения украшают ныне лучшие музеи страны, – Александр Древин, Роман Семашкевич, всего же живописцев, графиков, декораторов, оформителей свыше восьмидесяти.

Можно было бы назвать еще несколько групп людей по профессиям, ставших жертвами бутовских расстрелов: это бедные грабари – возчики, возившие камень и щебенку на стройки страны. Изгнанные из родных мест при раскулачивании, бездомные, осиротевшие, неизвестно как и чем содержащие какую-нибудь загнанную лошаденку, они тем не менее проходили как собственники, кулаки. В Бутове их более шестидесяти.

Бывших городовых, или, как их еще называли, стражников – около сорока. Есть тут представители низших, средних и высших полицейских чинов, есть даже царский палач. Еще не сосчитаны нами многочисленные сотрудники Китайско-Восточной железной дороги и просто родившиеся в Харбине или на территории обслуживания КВЖД; вкупе с родственниками, никогда не выезжавшими из какой-нибудь своей подмосковной деревушки, они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и приговорены к расстрелу. В качестве злостных “троцкистов” расстреляны в Бутове более тридцати китайцев – рабочих, обслуживавших китайские прачечные, очень популярные среди москвичей. Несколько крупных дел было заведено на альпинистов, обвиненных в шпионаже в пользу Германии и Австрии. По этим делам проходило более пятидесяти человек. Из них человек пятнадцать самых красивых, самых смелых и удачливых, поднимавшихся на недосягаемые горные вершины, в том числе Гималайские, пали под пулями чекистов на краю бутовских рвов.

Особую группу расстрелянных в Бутове представляют инвалиды. В начале 1938 г. началась тайная кампания по “изъятию” инвалидов из тюрем и лагерей. Осужденных к различным срокам (иногда совсем маленьким – 2-3 года), их после медицинского освидетельствования и подтверждения инвалидности – без пересмотра дела или какого-либо доследования приговаривали к ВМН. Фактически, не способных к труду инвалидов (слепых, глухонемых, без рук или ног или просто тяжело больных) расстреливали только за то, что их отказывались принимать в лагерях.

В числе “контингентов, подлежащих репрессии”, в приказе Ежова № 00447 значатся “церковники”. Среди них есть всевозможные сектанты, старообрядцы, обновленцы, которых трудно бывает распознать по следственным делам. Есть представители других конфессий: три муллы, один раввин, есть католики, протестанты, баптисты (около 50 человек), но число их несоизмеримо с числом убиенных представителей Русской Православной Церкви. Их, пострадавших за Веру и Церковь Христову, в Бутове 947 человек.

Безбожные власти, строящие новое, как им казалось, атеистическое государство, полагали, что к 1 мая 1937 г. “имя бога должно быть забыто по всей территории СССР”. Но перепись населения 1937 г., как известно, показала, что более половины опрошенных признали себя верующими. Колоссальная работа по уничтожению Церкви, проводившаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. В 1937 г. началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. В том году было закрыто еще 8 тыс. храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев. Семь из них были расстреляны на Бутовском полигоне. Это сщмч. Серафим (Чичагов) (прославлен на Архиерейском соборе 1997 г.), это сщмчч., канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.: Димитрий (Добросердов), Николай (Добронравов), Никита (Делекторский); сщмчч.: Иона (Лазарев), Аркадий (Остальский). Бутовский список неканонизированных священнослужителей возглавляет убиенный епископ Арсений (Жадановский).

Бутово, конечно, не единственное место массовых расстрелов и захоронений. Их у нас – сотни. Но, наверное, не найдется на нашей земле, а может быть – и во всем мире место, где было бы расстреляно столько священнослужителей, как в Бутове.

Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялось стандартное обвинение: антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность. Но поводы для обвинений могли быть самые разные, например: “сохранение церкви и насаждение тайного монашества”, “недоносительство” (“знал о беглом попе и не донес”), помощь ссыльным, приют бездомных священнослужителей, хранение иконки или молитвы. Среди расстрелянных священнослужителей много известных и глубоко почитаемых иереев. Новопрославленный сщмч. Кронид (Любимов), 79-летний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, принял мученическую кончину 10 декабря 1937 г.; десять человек, проходивших с ним по одному делу, были также расстреляны на Бутовском полигоне. В декабре, январе и феврале 1937-1938 гг. приняли смерть в Бутове 27 иеромонахов Троице-Сергиевой Лавры, незадолго до того вернувшихся из заключения; большинство из них были поставлены на приходы Загорского района архимандритом Кронидом. День кончины сщмч. Кронида и пострадавших с ним стал особо чтимым для монахов Троице-Сергиевой Лавры, которые в этот день посещают Бутово и совершают панихиду на месте казни у большого Поклонного Креста. В среде православных были широко известны и почитаемы имена прославленных ныне сщмчч. Сергия (Махаева) – священника Иверской общины на Б. Полянке, Зосимы (Трубачева), окормлявшего высланных в Малоярославец священников и монахинь и там же арестованного, Владимира (Медведюка). Бежавший от германцев в Первую мировую войну вместе с Красностокским монастырем сщмч. Ярослав (Савицкий) нашел мученическую кончину и прославление в лике святых далеко от родных мест. На сегодняшний день в числе пострадавших в Бутове прославлено 199 новомучеников. В одной статье невозможно назвать даже малую часть из них. Имена их теперь записаны в православных церковных календарях и в синодике храма Новомучеников и Исповедников в Бутове.

В середине 1950-х гг. Бутовский полигон обнесли высоким деревянным забором. Территория эта строго охранялась. Кроме чекистов, здесь никто не бывал.

Впервые ворота Бутовского полигона открылись для родственников погибших 7 июня 1993 г. Была установлена мемориальная плита. В 1994 г. Православным Свято-Тихоновским институтом был сооружен Поклонный крест, в походном храме Св. Новомучеников и Исповедников Российских отслужили первую литургию. В 1995 г. земля Бутовского полигона была передана Московской Патриархии. Началось сооружение храма, а с 1996 г. в недостроенном еще храме начались регулярные богослужения.

В августе 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха в Бутове на небольшом участке были произведены археологические раскопки. В них принимали участие квалифицированные специалисты: археологи, тафолог, специалист по промышленным тканям и обуви, судебно-медицинский эксперт, специалист по огнестрельному оружию. Был вскрыт участок погребального рва площадью 12,5 м2. То, что открылось глазам исследователей, не поддается описанию. Вповалку, вперемежку, как в каком-то могильнике для скота, лежали убитые люди. На открытой поверхности захоронения были обнаружены останки 59 человек, предположительно мужчин, в возрасте 25–30, 45–50 лет, расстрелянных, судя по одежде, поздней осенью или зимой. Всего же в том погребении, расположенном в несколько ярусов, по мнению специалистов, находились останки примерно 150 человек.

Профессионалы считают, что опознание тел возможно. Но это очень трудоемкий, долгий и дорогостоящий процесс. Пока нет единого мнения, нужно ли тревожить эту гигантскую братскую могилу. Хотя тот, кто видел, что творится в глубине ее, никогда не успокоится. Потому что ЭТО нельзя назвать захоронением. Все убиенные на Бутовском полигоне не похоронены по сей день.

Невероятно, но территория “Коммунарки” в 1999 г. была также передана Патриархии. Сейчас там обустраивается скит от Свято-Екатерининского мужского монастыря. В доме, выстроенном на фундаменте дома Ягоды, устроена домовая церковь во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Весной 2001 г. на лесной поляне рядом с домом начнется строительство каменного храма.

Не все следственные дела по “Коммунарке” просмотрены. Еще предстоит просмотреть две тысячи дел. Но в тех, что просмотрены, найдена горстка православных церковных людей: пять священников, церковный столяр и учительница церковно-приходской школы. Как они оказались среди высшей советской знати – генералов, наркомов и комиссаров, – мы уже никогда не узнаем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что в скором времени бывший спецобъект “Коммунарка” – это место человеческой трагедии – будет освящено должной памятью и молитвой. Последнее пристанище убиенных не останется теперь без постоянного молитвенного поминовения. А там, где молитва, там и сострадание – даже к тем, кто сам не знал сострадания к ближнему.

Пока в скиту нет даже самого необходимого: нет питьевой воды (ее привозят издалека), часто нет электричества. Но горят свечи, теплятся лампадки домовой церкви. И уже не так страшно, потому что тьма “Коммунарки” больше не царствует здесь безраздельно.

Жаль только, что не осталось уже свидетелей, которые могли бы рассказать об этих скорбных местах – Бутовском полигоне, “Коммунарке”, Сухановской тюрьме. Они унесли эти тайны с собой в могилу, а те, что живы еще и могли бы что-то бесценное нам поведать, молчат; они боятся, что все вернется на круги своя. Уговорить, убедить их, что прошлое ушло навсегда, невозможно…


Москва