МИГРАНТЫ – НЕ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ, А БЛАГО ЕЕ
Обращение Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, лидерам парламентских фракций и депутатских групп, депутатам Государственной Думы.
Как известно, при принятии Закона "О гражданстве РФ", вызвавшего большие разногласия и существенные возражения многих депутатов, произошло грубейшее нарушение регламента нижней палаты Парламента. Принципиальные поправки, набравшие большинство голосов при втором чтении, при подготовке третьего чтения не были включены в текст законопроекта.
В результате уже 1 июля вступает в силу нелигитимный закон, затрагивающий судьбы миллионов людей и на годы определяющий судьбу страны.
Всероссийский Чрезвычайный съезд в защиту мигрантов обращается к Вам с призывом: немедленно обжаловать в суде нарушения регламента принятия закона; просить суд признать новую редакцию Закона "О гражданстве РФ" не действующей и обязать Государственную Думу вернуться к рассмотрению законопроекта во втором чтении.
Москва, 21 июня 2002 г.
Открытое обращение участников Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов к Президенту РФ В.В.Путину.
Всероссийский Чрезвычайный съезд в защиту мигрантов выступает против кулуарных методов, используемых Администрацией Президента РФ при разработке Концепции миграционной политики. Проект Концепции (как "документ для служебного пользования"!) готовит созданная в декабре 2001 г. при Администрации Президента Межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства, которую возглавляет В. П. Иванов. В состав рабочей группы входят главным образом представители силовых ведомств. Туда не допущены не только представители общественных организаций, но такаже ученые-эксперты, в течение трех лет разрабатывавшие проект этой же Концепции.
Съезд считает, что такие действия являются грубым нарушением провозглашенного на Гражданском Форуме принципа сотрудничества государственных структур с гражданским обществом.
Мы считаем возмутительным сам факт привлечения к формированию миграционной политики и совершенствованию миграционного законодательства кадров, абсолютно несведущих в этой сложнейшей области, за которой стоят судьбы миллионов людей и геополитические интересы страны. Мы всячески приветствуем намерение государства навести порядок в миграционном хаосе, однако борьба с нелегальной миграцией не может стать приоритетом миграционной политики России. Наша страна после распада Советского Союза уже приняла около 9-ти миллионов переселенцев (проблемы большинства из них до сих пор не решены) и жизненно заинтересована в том, чтобы и впредь принимать наших соотечественников, которые только и могут стать спасением от демографического кризиса. Нас глубоко тревожит, что Закон "О гражданстве" в новой редакции и другие ужесточения миграционного законодательства навсегда отобьют у людей желание переселяться в Россию.
Участники Съезда призывают Президента РФ заменить руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства В.П. Иванова, который до сих пор не шел на контакт с общественными организациями, имеющими позитивный опыт в работе с мигрантами, а вступив наконец в диалог с ними на Съезде, продемонстрировал абсолютную некомпетентность в порученной ему области. Мы убеждены, что участие ученых и представителей гражданского общества в разработке миграционного законодательства могло бы поднять уровень работы Межведомственной группы и послужить интересам мигрантов и российского государства.
Москва, 21 июня 2002 г.
Участники Всеросийского Чрезвычайного Съезда в защиту мигрантов, отметив, что в Чеченской республике не обеспечиваются безопасные условия жизни населения, выразили особую обеспокоенность по поводу "Плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти, Правительства Чечни и Ингушетии, направленных на возвращение в Чеченскую Республику беженцев (внутриперемещенных лиц), находящихся в республике Ингушетия". В первую очередь, говорится в резолюции, настораживает нереальный срок выполнения плана, заканчивающийся третьим кварталом 2002 г. Далее в резолюции говорится:
Насильственное переселение или любые завуалированные формы принуждения жителей Чечни к возвращению недопустимы. Никто не может препятствовать людям оставаться там, где они чувствуют себя в безопасности. Если беженцы предпочитают оставаться в лагерях Ингушетии, где они влачат полуголодное существование, и центрах временного размещения, где их прекратили кормить, значит, этому есть веские основания.
Участники Съезда потребовали, чтобы представители российских, зарубежных и международных правозащитных и гуманитарных организаций, работающие в Чечне, получили возможность участвовать в контроле за реализацией Плана возвращения беженцев из Ингушетии в Чечню, особенно в части контроля за добровольностью их переселения, безопасностью для их жизни и обеспечением приемлемых социальных уловий размещения и проживания на территории Чеченской республике. Съезд в защиту мигрантов потребовал срочно созвать совещание с участием первого заместителя председателя Правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской республики министра В.Елагина, полпреда Президента РФ в Южном Федеральном округе В.Казанцева, руководства группировки российских войск в Чечене, представителей правительств Чеченской Республики и Республики Ингушетия, а также членов Оргкомитета Съезда для обсуждения реализации Плана и определения мандата и механизма работы Группы независимых наблюдателей по контролю за осуществлением тех пунктов плана, которые вызывают нашу серьезную тревогу и обеспокоенность участников Чрезвычайного Съезда.
Москва, 21 июня
Мы, участники Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, представители переселенческих, правозащитных, национально-культурных и других неправительственных организаций, призываем российскую и международную общественность обратить пристальное внимание на эскалацию в России ксенофобии и дискриминации в отношении "внешних" и "внутренних" мигрантов; мы требуем от государства положить конец дискриминационной практике и принять неотложные меры по обеспечению эффективного равноправия.
Мы возмущены нагнетанием ксенофобии в стране, а также политикой и практикой этнической и расовой дискриминации, которая болезненней всего отражается на положении мигрантов, подвергающихся преследованиям по двум признакам – как мигранты и как представители этнических меньшинств.
Наиболее острая ситуация складывается в Краснодарском крае, где в течение последних двух десятков лет возникла особая разновидность националистической идеологии, для которой характерны антисемитизм, ксенофобия в отношении национальных меньшинств и мигрантов, подчеркивание во всех областях приоритетов кубанского казачества.(...)
Губернатор края А.Н.Ткачев открыто обещает создать "нелегальным мигрантам" невыносимые условия жизни и выдворить их из края. Заявляет, что позиция и планы краевой администрации полностью поддерживаются Президентом РФ, но до сих пор никакой реакции на эти заявления, как и на творимые в крае беззакония, со стороны федерального центра не последовало. Таким образом, высшее руководство РФ разделяет непосредственную ответственность за происходящее в этом крае.
Краснодарский край – вопиющий пример ксенофобии и дискриминации на государственном уровне, но и в других регионах, в особенности на Юге России (Ставропольский край, Ростовская область) и в г. Москве, ситуация крайне неблагополучна. Этнические чеченцы по-прежнему подвергаются преследованиям и дискриминации на всей территории России. Вынужденные переселенцы из Чеченской Республики остаются наиболее уязвимой социальной группой.
По сведениям правозащитных организаций, в российских регионах и, в первую очередь, в г. Москве, действия сотрудников силовых структур создают для выходцев из Чечни невыносимые условия. Проводится кампания по фальсификации уголовных дел против чеченцев: задержания на несколько суток по обвинению в хулиганстве, противоправные обыски в домах, подбрасывание краденого, наркотиков, оружия и взрывчатых веществ. Все это сопровождается оскорблениями, унижениями и избиениями. Этнических чеченцев не регистрируют в органах внутренних дел, поскольку они якобы представляют опасность для общества. Паспортные службы г. Москвы и Московской области отказываются регистрировать вынужденных переселенцев именно по причине их национальной принадлежности; такие отказы нередко сопровождаются оскорбительными высказываниями в устной форме.
Разрушается мелкий и средний бизнес, в котором участвуют чеченские предприниматели, многие чеченцы теряют работу. Дискриминационные практики правоохранительных органов и других государственных структур распространяются на всех представителей народов Кавказа и Средней Азии, в первую очередь мигрантов.
Средства массовой информации не только не осуждают в должной мере подобные действия, но и сами фактически осуществляют ксенофобскую пропаганду, причем направленную не только против этнических меньшинств, но и против мигрантов как таковых.
Особую озабоченность вызывает волна уличного насилия, охватившая г.Москву и другие крупные города. Власти, и в первую очередь правоохранительные органы, демонстрируют неспособность, а в некоторых случаях и нежелание оградить представителей меньшинств и мигрантов от агрессии со стороны экстремистских организаций и групп. Более того, в некоторых регионах власти идут на прямое сотрудничество с организациями казаков и националистов, вовлекая их в деятельность "по обеспечению правопорядка".
Мы убеждены, что институциональной основой дискриминации являются паспортная система как таковая. Фактически разрешительный принцип регистрации и введение незаконных ограничений на регистрацию, проверки "паспортного режима", ограничение прав и свобод под предлогом отсутствия регистрации в сочетании с негласными указаниями ограничивать приток мигрантов, принадлежащих к определенным меньшинствам, приводят не только к безнаказанному произволу и росту коррупции в правоохранительных и других государственных органах, но и к систематической дискриминации.
Принятый 19 апреля Федеральный закон "О гражданстве" нарушает права тех бывших советских граждан, которые живут в России, но не сумели из-за ограничений паспортной системы оформить российское гражданство, и тех, чье гражданство остается непризнанным. Принятый 14 июня во втором чтении законопроект "О правовом статусе иностранных граждан" поражает иностранных граждан в правах и еще больше ограничивает возможности получения российского гражданства, в том числе и для бывших граждан СССР. Эти два правовых акта в совокупности с неопубликованными нормативными актами МВД ставят миллионы людей в положение "нелегалов". Власть сама обрекает мигрантов на маргинализацию и существование вне рамок правового поля.
Мы требуем от российских властей:
1. Безусловного соблюдения конституционного права на свободу передвижения и выбор места жительства; отмены всех нормативно-правовых актов, противоречащих этой конституционной норме, и всех незаконных ограничений на регистрацию.
2. Изменения порядка учета и документирования населения, в первую очередь паспортной системы, которая на сегодняшний день представляют собой институциональную основу для этнической и расовой дискриминации; отмены уличных проверок "паспортного режима".
3. Обеспечения и защиты прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ.
4. Безусловной легализации всех бывших советских граждан, фактически живущих в России, в том числе лиц без гражданства;
признания российскими гражданами граждан бывшего СССР, живущих в России со времени, предшествующего вступлению в силу закона "О гражданстве РФ" 1991 г.
5. Внесения изменений в принятый в 2002 г. Закон "О гражданстве", которые установили бы для проживающих в новых независимых государствах граждан бывшего СССР облегченную процедуру получения российского гражданства.
6. Обеспечения и защиты прав внутренних мигрантов, в первую очередь из Чеченской Республики.
7. Предания гласности всех ведомственных инструкций, касающихся миграции.
8. Отмены закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. № 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" и постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края № 1363-П от 20 февраля 2002 г. "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" и № 1381-П от 27 марта 2002 г. "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края".
9. Принятия действенных мер по защите представителей меньшинств и мигрантов от насилия со стороны националистических организаций и групп.
10. Прекращения практики подмены правоохранительных органов казачьими формированиями при проверках паспортного режима, охране правопорядка и проведении мероприятий в рамках миграционного контроля.
11. Эффективного расследования правонарушений в отношении представителей меньшинств и мигрантов и наказания виновных, в первую очередь сотрудников правоохранительных органов.
12. Широкого общественного обсуждения готовящейся Администрацией Президента новой концепции государственной миграционной политики и включения экспертов НПО в процесс выработки концепции.
13. Включения представителей общественных организаций в межведомственные комиссии по вопросам миграции и гражданства на всех уровнях.
14. Организации совместных с неправительственными организациями просветительских мероприятий, направленных на профилактику ксенофобии и внедрение принципов толерантности в обществе и среди сотрудников государственных органов.
Москва , 21 июня 2002 г.