МИГРАНТЫ – НЕ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ, А БЛАГО ЕЕ

РЕЗОЛЮЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА В ЗАЩИТУ МИГРАНТОВ


О незаконности принятия Федерального Закона "О гражданстве РФ"

Обращение Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, лидерам парламентских фракций и депутатских групп, депутатам Государственной Думы.

Как известно, при принятии Закона "О гражданстве РФ", вызвавшего большие разногласия и существенные возражения многих депутатов, произошло грубейшее нарушение регламента нижней палаты Парламента. Принципиальные поправки, набравшие большинство голосов при втором чтении, при подготовке третьего чтения не были включены в текст законопроекта.

В результате уже 1 июля вступает в силу нелигитимный закон, затрагивающий судьбы миллионов людей и на годы определяющий судьбу страны.

Всероссийский Чрезвычайный съезд в защиту мигрантов обращается к Вам с призывом: немедленно обжаловать в суде нарушения регламента принятия закона; просить суд признать новую редакцию Закона "О гражданстве РФ" не действующей и обязать Государственную Думу вернуться к рассмотрению законопроекта во втором чтении.

Москва, 21 июня 2002 г.

Об освобождении Заместителя Главы Администрации Президента РФ В. П. Иванова от обязанностей руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства

Открытое обращение участников Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов к Президенту РФ В.В.Путину.

Всероссийский Чрезвычайный съезд в защиту мигрантов выступает против кулуарных методов, используемых Администрацией Президента РФ при разработке Концепции миграционной политики. Проект Концепции (как "документ для служебного пользования"!) готовит созданная в декабре 2001 г. при Администрации Президента Межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства, которую возглавляет В. П. Иванов. В состав рабочей группы входят главным образом представители силовых ведомств. Туда не допущены не только представители общественных организаций, но такаже ученые-эксперты, в течение трех лет разрабатывавшие проект этой же Концепции.

Съезд считает, что такие действия являются грубым нарушением провозглашенного на Гражданском Форуме принципа сотрудничества государственных структур с гражданским обществом.

Мы считаем возмутительным сам факт привлечения к формированию миграционной политики и совершенствованию миграционного законодательства кадров, абсолютно несведущих в этой сложнейшей области, за которой стоят судьбы миллионов людей и геополитические интересы страны. Мы всячески приветствуем намерение государства навести порядок в миграционном хаосе, однако борьба с нелегальной миграцией не может стать приоритетом миграционной политики России. Наша страна после распада Советского Союза уже приняла около 9-ти миллионов переселенцев (проблемы большинства из них до сих пор не решены) и жизненно заинтересована в том, чтобы и впредь принимать наших соотечественников, которые только и могут стать спасением от демографического кризиса. Нас глубоко тревожит, что Закон "О гражданстве" в новой редакции и другие ужесточения миграционного законодательства навсегда отобьют у людей желание переселяться в Россию.

Участники Съезда призывают Президента РФ заменить руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства В.П. Иванова, который до сих пор не шел на контакт с общественными организациями, имеющими позитивный опыт в работе с мигрантами, а вступив наконец в диалог с ними на Съезде, продемонстрировал абсолютную некомпетентность в порученной ему области. Мы убеждены, что участие ученых и представителей гражданского общества в разработке миграционного законодательства могло бы поднять уровень работы Межведомственной группы и послужить интересам мигрантов и российского государства.

Москва, 21 июня 2002 г.

О возвращении вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню

Участники Всеросийского Чрезвычайного Съезда в защиту мигрантов, отметив, что в Чеченской республике не обеспечиваются безопасные условия жизни населения, выразили особую обеспокоенность по поводу "Плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти, Правительства Чечни и Ингушетии, направленных на возвращение в Чеченскую Республику беженцев (внутриперемещенных лиц), находящихся в республике Ингушетия". В первую очередь, говорится в резолюции, настораживает нереальный срок выполнения плана, заканчивающийся третьим кварталом 2002 г. Далее в резолюции говорится:

Насильственное переселение или любые завуалированные формы принуждения жителей Чечни к возвращению недопустимы. Никто не может препятствовать людям оставаться там, где они чувствуют себя в безопасности. Если беженцы предпочитают оставаться в лагерях Ингушетии, где они влачат полуголодное существование, и центрах временного размещения, где их прекратили кормить, значит, этому есть веские основания.

Участники Съезда потребовали, чтобы представители российских, зарубежных и международных правозащитных и гуманитарных организаций, работающие в Чечне, получили возможность участвовать в контроле за реализацией Плана возвращения беженцев из Ингушетии в Чечню, особенно в части контроля за добровольностью их переселения, безопасностью для их жизни и обеспечением приемлемых социальных уловий размещения и проживания на территории Чеченской республике. Съезд в защиту мигрантов потребовал срочно созвать совещание с участием первого заместителя председателя Правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской республики министра В.Елагина, полпреда Президента РФ в Южном Федеральном округе В.Казанцева, руководства группировки российских войск в Чечене, представителей правительств Чеченской Республики и Республики Ингушетия, а также членов Оргкомитета Съезда для обсуждения реализации Плана и определения мандата и механизма работы Группы независимых наблюдателей по контролю за осуществлением тех пунктов плана, которые вызывают нашу серьезную тревогу и обеспокоенность участников Чрезвычайного Съезда.

Москва, 21 июня

О КСЕНОФОБИИ И РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ
(публикуется в сокращении)

Мы, участники Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, представители переселенческих, правозащитных, национально-культурных и других неправительственных организаций, призываем российскую и международную общественность обратить пристальное внимание на эскалацию в России ксенофобии и дискриминации в отношении "внешних" и "внутренних" мигрантов; мы требуем от государства положить конец дискриминационной практике и принять неотложные меры по обеспечению эффективного равноправия.

Мы возмущены нагнетанием ксенофобии в стране, а также политикой и практикой этнической и расовой дискриминации, которая болезненней всего отражается на положении мигрантов, подвергающихся преследованиям по двум признакам – как мигранты и как представители этнических меньшинств.

Наиболее острая ситуация складывается в Краснодарском крае, где в течение последних двух десятков лет возникла особая разновидность националистической идеологии, для которой характерны антисемитизм, ксенофобия в отношении национальных меньшинств и мигрантов, подчеркивание во всех областях приоритетов кубанского казачества.(...)

Губернатор края А.Н.Ткачев открыто обещает создать "нелегальным мигрантам" невыносимые условия жизни и выдворить их из края. Заявляет, что позиция и планы краевой администрации полностью поддерживаются Президентом РФ, но до сих пор никакой реакции на эти заявления, как и на творимые в крае беззакония, со стороны федерального центра не последовало. Таким образом, высшее руководство РФ разделяет непосредственную ответственность за происходящее в этом крае.

Краснодарский край – вопиющий пример ксенофобии и дискриминации на государственном уровне, но и в других регионах, в особенности на Юге России (Ставропольский край, Ростовская область) и в г. Москве, ситуация крайне неблагополучна. Этнические чеченцы по-прежнему подвергаются преследованиям и дискриминации на всей территории России. Вынужденные переселенцы из Чеченской Республики остаются наиболее уязвимой социальной группой.

По сведениям правозащитных организаций, в российских регионах и, в первую очередь, в г. Москве, действия сотрудников силовых структур создают для выходцев из Чечни невыносимые условия. Проводится кампания по фальсификации уголовных дел против чеченцев: задержания на несколько суток по обвинению в хулиганстве, противоправные обыски в домах, подбрасывание краденого, наркотиков, оружия и взрывчатых веществ. Все это сопровождается оскорблениями, унижениями и избиениями. Этнических чеченцев не регистрируют в органах внутренних дел, поскольку они якобы представляют опасность для общества. Паспортные службы г. Москвы и Московской области отказываются регистрировать вынужденных переселенцев именно по причине их национальной принадлежности; такие отказы нередко сопровождаются оскорбительными высказываниями в устной форме.

Разрушается мелкий и средний бизнес, в котором участвуют чеченские предприниматели, многие чеченцы теряют работу. Дискриминационные практики правоохранительных органов и других государственных структур распространяются на всех представителей народов Кавказа и Средней Азии, в первую очередь мигрантов.

Средства массовой информации не только не осуждают в должной мере подобные действия, но и сами фактически осуществляют ксенофобскую пропаганду, причем направленную не только против этнических меньшинств, но и против мигрантов как таковых.

Особую озабоченность вызывает волна уличного насилия, охватившая г.Москву и другие крупные города. Власти, и в первую очередь правоохранительные органы, демонстрируют неспособность, а в некоторых случаях и нежелание оградить представителей меньшинств и мигрантов от агрессии со стороны экстремистских организаций и групп. Более того, в некоторых регионах власти идут на прямое сотрудничество с организациями казаков и националистов, вовлекая их в деятельность "по обеспечению правопорядка".

Мы убеждены, что институциональной основой дискриминации являются паспортная система как таковая. Фактически разрешительный принцип регистрации и введение незаконных ограничений на регистрацию, проверки "паспортного режима", ограничение прав и свобод под предлогом отсутствия регистрации в сочетании с негласными указаниями ограничивать приток мигрантов, принадлежащих к определенным меньшинствам, приводят не только к безнаказанному произволу и росту коррупции в правоохранительных и других государственных органах, но и к систематической дискриминации.

Принятый 19 апреля Федеральный закон "О гражданстве" нарушает права тех бывших советских граждан, которые живут в России, но не сумели из-за ограничений паспортной системы оформить российское гражданство, и тех, чье гражданство остается непризнанным. Принятый 14 июня во втором чтении законопроект "О правовом статусе иностранных граждан" поражает иностранных граждан в правах и еще больше ограничивает возможности получения российского гражданства, в том числе и для бывших граждан СССР. Эти два правовых акта в совокупности с неопубликованными нормативными актами МВД ставят миллионы людей в положение "нелегалов". Власть сама обрекает мигрантов на маргинализацию и существование вне рамок правового поля.

Мы требуем от российских властей:

1. Безусловного соблюдения конституционного права на свободу передвижения и выбор места жительства; отмены всех нормативно-правовых актов, противоречащих этой конституционной норме, и всех незаконных ограничений на регистрацию.

2. Изменения порядка учета и документирования населения, в первую очередь паспортной системы, которая на сегодняшний день представляют собой институциональную основу для этнической и расовой дискриминации; отмены уличных проверок "паспортного режима".

3. Обеспечения и защиты прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ.

4. Безусловной легализации всех бывших советских граждан, фактически живущих в России, в том числе лиц без гражданства;

признания российскими гражданами граждан бывшего СССР, живущих в России со времени, предшествующего вступлению в силу закона "О гражданстве РФ" 1991 г.

5. Внесения изменений в принятый в 2002 г. Закон "О гражданстве", которые установили бы для проживающих в новых независимых государствах граждан бывшего СССР облегченную процедуру получения российского гражданства.

6. Обеспечения и защиты прав внутренних мигрантов, в первую очередь из Чеченской Республики.

7. Предания гласности всех ведомственных инструкций, касающихся миграции.

8. Отмены закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. № 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" и постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края № 1363-П от 20 февраля 2002 г. "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" и № 1381-П от 27 марта 2002 г. "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края".

9. Принятия действенных мер по защите представителей меньшинств и мигрантов от насилия со стороны националистических организаций и групп.

10. Прекращения практики подмены правоохранительных органов казачьими формированиями при проверках паспортного режима, охране правопорядка и проведении мероприятий в рамках миграционного контроля.

11. Эффективного расследования правонарушений в отношении представителей меньшинств и мигрантов и наказания виновных, в первую очередь сотрудников правоохранительных органов.

12. Широкого общественного обсуждения готовящейся Администрацией Президента новой концепции государственной миграционной политики и включения экспертов НПО в процесс выработки концепции.

13. Включения представителей общественных организаций в межведомственные комиссии по вопросам миграции и гражданства на всех уровнях.

14. Организации совместных с неправительственными организациями просветительских мероприятий, направленных на профилактику ксенофобии и внедрение принципов толерантности в обществе и среди сотрудников государственных органов.

Москва , 21 июня 2002 г.