МИГРАНТЫ – НЕ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ, А БЛАГО ЕЕ

МИГРАНТЫ РОССИИ ПРИЗЫВАЮТ ВЛАСТИ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ


Лидия Графова,
председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций»,
член Правительственной комиссии по миграционной политике


20-21 июня в конференц-зале Совета Федерации прошел Всероссийский Чрезвычайный Съезд в защиту мигрантов. Его инициатором был "Форум переселенческих организаций". Соорганизаторами стали: Московская Хельсинская группа, Юридическая сеть "Миграция и право" (Мемориал), Общероссийское Общественное движение "За права человека", Международная правозащитная Ассамблея и ряд других авторитетных правозащитных организаций. Финансовую поддержку Съезду оказали Швейцарское и Нидерландское посольства, Институт "Открытое общество" (фонд Сороса), Международная организация по миграции и две думских фракции – СПС и "Яблоко".

На открытии присутствовало около пятисот человек. Двести пятьдесят лидеров переселенческих и правозащитных организаций приехали из регионов, другая половина – москвичи, среди которых было множество лиц, известных всей стране. Открыла Съезд председатель Московской Хельсинской группы Л.М.Алексеева. Она же открывала в ноябре прошлого года Гражданский Форум, и тогда рядом с нею, как все помнят, сидел Президент В.В.Путин. Решения того кремлевского форума о тесном сотрудничестве общественных организаций с властью постоянно вспоминались на мигрантском съезде. В основном – как несбывшиеся мечты.

"Романтический период" закончился

Проблема миграции, переданная в октябре прошлого года под юрисдикцию МВД, зашла теперь в такой тупик неразберихи и безнадежности, что великое терпение российских переселенцев исчерпалось. В марте состоялись конференции по миграции в двух федеральных округах – Южном (в Ростове-на-Дону) и Приволжском (в Нижнем Новгороде). На обеих обсуждались экстраординарные меры, которые могли бы предпринять переселенческие организации, чтобы "образумить заблудившихся политиков" (так и говорилось). Митинги и пикеты уже не обращают на себя внимание тех, кому они адресуются. Коллективные петиции правительству и президенту оседают в столах мелких чиновников. Что же делать? Переселенцы – не шахтеры, они не могут засесть на Горбатом мосту и стучать касками об асфальт, пока их не услышат в Белом доме…

И в Ростове, и в Нижнем возникала одна и та же идея: нужно срочно проводить Чрезвычайный переселенческий съезд. Девизом Съезда, не сговариваясь, в разных городах предложили одни и те же слова: "Мигранты – не обуза, а благо для России". Собственно, это и есть та простая истина, которую хотели доказать переселенцы политикам.

Самую большую тревогу и гнев вызывал, конечно, новый закон "О гражданстве РФ", превративший всех наших соотечественников в ближнем зарубежье в таких же "иностранцев" как, допустим, беженцы из Африки.

Как известно, после распада Союза наша страна объявила себя преемницей всех его прав и долгов, в том числе взяла на себя бремя ответственности за судьбу 25 млн. русских и 4 млн. представителей других коренных народов России, оказавшихся "отрезанными" от своей исторической родины. Но "бремя" это оказалось не столь уж обременительным для российской казны. За 10 лет в Россию переселились 8,6 млн. соотечественников, но официальный статус беженца или вынужденного переселенца получили всего лишь 1,6 млн. человек. Реально же государственную помощь успели получить только 500 тыс. "статусных" мигрантов. Порой эта помощь представляла собой, к примеру, возвратную ссуду, которой хватало, чтобы построить туалет или хлипкий фундамент. Причем выделяется госпомощь только один раз. А дальше – как знаешь.

Так что государственная казна не очень-то разорилась из-за "понаехавших". Зато сколько высококлассных специалистов приобрела Россия, сколько зияющих дыр в производстве, в сфере медицины и образования они собой заполнили (в особенности – на селе), сколько деревень и малых городов проснулось, потянулось вслед за мигрантами к лучшей жизни. Да что там говорить, России привалило огромное богатство, и если б энергию переселенцев, вынужденных активно "вертеться", начиная жизнь с нуля, не посыпали дустом на каждом шагу... "Не можете помочь, хотя бы не мешайте!" – давно просят у государственных чиновников российские переселенцы. А им на каждом повороте зажигают красный светофор: пресловутая прописка, переименованная в регистрацию, но не изменившая своей запретительной сути, бюрократические козни при получении гражданства, милицейский рэкет, удушающие налоги для начинающих свое дело...

Но при всем при том у нас были самые прогрессивные на постсоветском пространстве законы о беженцах и о вынужденных переселенцах (спасибо депутатам первого российского парламента). Закон о гражданстве РФ позволял соотечественникам получать российское гражданство в упрощенном порядке. С 1992-го года начала создаваться Федеральная миграционная служба и вскоре открылись ее филиалы в 85-ти регионах страны. Регулярно принималась целевая федеральная миграционная программа. Россия выглядела образцовым отличником среди бывших республик. На Международной Женевской конференции по проблемам миграции на постсоветском пространстве (созыв этой конференции в 1994-1996 году инициировала Россия) нашу страну ставили в пример.

Теперь все это в забытом и растоптанном прошлом. Нет, пожалуй, другого такого несчастного ведомства в стране, которое пережило бы за три года смену четырех руководителей, две реорганизации через ликвидацию. Причем назывались эти процедуры замечательно: "упразднение"… Один ликвидационный период, тянувшийся почти два года, не закончился, как на него же наслоился другой ликвидационный. Да, сплошной "праздник" у наших мигрантов.

Самый сокрушительный удар по миграции был нанесен в июле прошлого года. Злая ирония судьбы: ровно в тот день, когда во всем мире и в России впервые отмечался Международный день беженца, наше Правительство подарило беженцам и переселенцам оригинальный подарок – взяло и ликвидировало федеральную миграционную программу на 2002-2004 гг., которая исполнялась по заданию самого же Правительства. Было издано несколько подгоняющих Постановлений. И вдруг программа оказалась… не нужна. А ее уже успели согласовать с двумя десятками министерств и, кажется, с сорока субъектами федерации. Эксперты считали, что из всех предыдущих федеральных программ эта была самой тщательно разработанной и комплексно выверенной. Правительство признало ее… "нецелесообразной".

Если все предыдущие годы нужды миграции постатейно закладывались в бюджет и хоть отчасти финансировались, и можно было проследить, как тратятся эти жалкие беженские крохи, то теперь тупиковая проблема погружена в абсолютный хаос. И произошло это с благословения Госдумы, которая, утверждая Закон о бюджете на 2002 год, даже внимания особого не обратила на то, что государство в очередной раз "кидает" переселенцев.

Впрочем, ликвидировав федеральную миграционную программу, средства на "миграционную политику вообще" заложили. И даже больше, чем в прошлые годы, – около четырех миллиардов рублей. Знали, что ли, заранее, что пойдут эти средства не на обустройство мигрантов (они по 7-8 лет ждут – не дождутся положенного им по закону), а на борьбу с ними?

Прошу обратить внимание: разрушение федеральной миграционной программы произошло еще летом. До событий 11 сентября было далеко. Так что объяснить крутой поворот миграционной политики России просто охватившим весь мир антитеррористическим психозом было бы неверно. Нельзя сказать: все цивилизованные страны ужесточают миграционное законодательство, а мы, мол, почему не можем...

Ну, во-первых, мы начали "устрожать", как выясняется, еще до того, как мир ощутил новые нависшие над ним угрозы. А во-вторых (и это самое главное), не может, не имеет права Россия забывать свое уникальное положение. Нет сегодня такого государства в мире, которое воспринималось бы как остров спасения миллионами соотечественников, ставшими "чужестранцами" в своей недавно единой стране.

Если кому-то кажется, что десять лет, прошедшие после развала Союза, вполне достаточный срок, чтоб определиться с гражданством и с местом жительства, пусть этот человек представит хоть на одну минуту, что это он лично должен выбирать: жить "второсортным", но под своей крышей или, бросив все, ринуться в российское "никуда". Пусть он быстренько выберет "наилучший" вариант.

Хотя социологические опросы показывают, что в Казахстане и других странах СНГ еще многие наши соотечественники не расстались с мечтой когда-нибудь переселиться на историческую родину, Россия делает сейчас все возможное, чтоб у них это желание напрочь отбить.

Итак, миграционная политика, зацикленная на борьбе с нелегалами, на самом деле становится войной с родными мигрантами, которые нужны России как спасение от демографического кризиса (каждый год население страны убывает на 700 тысяч, а эксперты считают, что это мы еще только на пороге настоящего кризиса), нужны как трудовой ресурс – население страны стремительно стареет и как только начнет всерьез подниматься производство, работать там будет некому (уже сегодня Уралмаш зовет из Казахстана 700 рабочих, но они почему-то не спешат ехать), наконец, вспомним о наших бескрайних обезлюдевших просторах в Сибири и на Дальнем Востоке – кто их будет осваивать?

Можно возразить: но ведь переселенцы едут не туда, куда нужно государству, а туда, где им лучше ,– в южные регионы и в Центр... Ну, насколько "хорошо" бездомным и гонимым переселенцам в любом "райском" уголке России, говорить даже не стоит. Но как смеет государство сваливать свою же вину на голову самих жертв? Ни одно учреждение страны не скажет ни одному патриотически настроенному мигранту, где его действительно ждут, где ему будут рады. Вот потому и не едут они в Сибирь и на Дальний Восток, откуда, кстати сказать, местные жители бегут толпами – нет там условий для человеческой жизни. Так что же, в товарных гулаговских вагонах будем отправлять мигрантов туда, "куда нужно" государству?

В общем, можно не волноваться: теперь, когда наши соотечественники узнают, через какие муки и унижения им придется выпрашивать российское гражданство, когда ознакомятся с новой концепцией миграционной политики, которая в каждом пересекающем границу подозревает потенциального преступника, не поедут они к нам ни за какие коврижки. И кем же, спрашивается, будет "регулировать" новая Федеральная миграционная служба МВД?

Если мне скажут, что все эти барьеры воздвигаются, чтобы обезопасить страну от нашествия нелегалов (разве, мол, не видите, что Россия превратилась в проходной двор?), я в свою очередь спрошу: а кто до сих пор мешал милиции бороться с незаконной миграцией? Да, отчасти виноваты депутаты, непростительно затянувшие принятие важнейших законов о пребывании иностранцев и о трудовой миграции. Но если завтра у нас будут приняты самые идеальные законы, что, наша милиция перестанет брать взятки? Разве кому-то не известно, что милиция специально не легализует давно интегрировавшихся в России законопослушных граждан (в том числе – русских по национальности), чтобы кормиться на их бесправии?

А что касается криминалитета, то уж эти нелегалы в первый же день себе российский паспорт купят. Кстати, замечу: лица, подозреваемые в совершении терактов 11 сентября, въехали в США абсолютно законным путем. А ведь американская полиция, как известно, взяток не берет, и то вот – опростоволосилась.

На парламентских слушаниях нас не услышали...

Последним толчком, заставившим "Форум переселенческих организаций" обратиться к другим правозащитным организациям России с призывом помочь в проведении Всероссийского Чрезвычайного Съезда в защиту мигрантов, стали состоявшиеся 4 апреля 2002 г. в Госдуме парламентские слушания "Миграция в России: проблемы и противоречия". Переселенцы возлагали на эти слушания большие надежды. Но...

Фатально не везет российским переселенцам. Надо же было случиться, чтобы давно намеченные слушания угодили в самый пик думского скандала вокруг фракции КПРФ. А ведь именно коммунисты, объявившие себя защитниками всех униженных и оскорбленных, много лет подряд напоминают Госдуме о бесправии вынужденных мигрантов. Зачем им это нужно, догадаться не трудно, но другие-то прогрессивные фракции до сих пор вовсе не обращали внимания на эту многомиллионную человеческую трагедию.

Главным организатором слушаний был Комитет по делам национальностей, его председатель В.И.Никитин (из аграрной фракции) подал накануне в отставку. Так что большинству депутатов, принимающих участие в судьбе мигрантов, было, конечно, не до них. Но В.И.Никитин и председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Б.Н.Пастухов до самого конца участвовали в дискуссии.

Малый зал Госдумы, вмещающий 250 человек, был переполнен, сидели даже на ступенях в проходах. С разных концов России приехали лидеры переселенческих организаций и миграционные чиновники. Прислали своих ответственных лиц аппараты полномочных представителей Президента РФ из Южного и Приволжского федеральных округов. Пришли сотрудники зарубежных посольств и фондов, ученые-эксперты, правозащитники.

Ожидалась острая дискуссия. Заранее было известно, что впервые перед публикой выступит заместитель руководителя Администрации Президента РФ В.П.Иванов, возглавляющий межведомственную рабочую группу по совершенствованию миграционного законодательства. По тому, как эта рабочая группа "усовершенствовала" проект Закона о гражданстве РФ, превратив его в антимиграционный закон, по тому, как в Администрации Президента в строжайшей тайне разрабатывают новую концепцию миграционной политики (документ "для служебного пользования" не был представлен ни в Госдуму, ни в Правительство), явственно видно, что миграционная политика поворачивает вспять. После распада Союза наша Россия была островом спасения для миллионов русских и русскоязычных, гонимых из бывших дружественных республик. Теперь же Россия стремительно превращается из страны приема в страну закрытых дверей.

Мы, противники полицейских мер, готовы были в живой дискуссии (не так-то часто удается встретиться с высокими должностными лицами) прийти к так называемому консенсусу. Возможно же, что и мы "зациклились", недооцениваем угрозы нелегальной миграции. Ведь проблема миграции, как Луна, имеет две стороны: светлую и темную. Увидеть обе стороны Луны одновременно никому не удается.

Увы, ни дискуссии, ни взаимопонимания не случилось. В.П.Иванов, выступив с докладом, покинул парламентские слушания. Вместе с ним ушел и новый руководитель ФМС МВД генерал-полковник А.Г.Черненко. Может быть, это всего лишь случайность, но получилось демонстративно: как только председательствующий объявил первое выступление от общественных организаций, оба начальника встали и ушли. Конечно, люди они очень занятые, потом им предоставят стенограмму. Но ведь в общении с бумажкой консенсуса не найдешь... А мы ждали, что они, может быть, в чем-то переубедят нас или сами откажутся от каких-то заблуждений, услышав, в частности, мнение мигрантов, чью судьбу им доверено решать.

Что же делать, если нас не хотят слышать? Как предотвратить необратимые шаги, направленные на очередную реорганизацию (а фактически на полную "перелицовку") с трудом создававшейся миграционной службы? Оставался один выход – срочно созывать Съезд. Хоть массовостью повлиять на оглохшую, заблудившуюся власть. Объявление о Всероссийском Чрезвычайном Съезде в защиту мигрантов прозвучало в Госдуме с трибуны парламентских слушаний.

Сразу было решено, что переселенческий съезд ни в коем случае не должен стать "плачем Ярославны". Мигранты давно убедились, что Москва слезам не верит. В течение одной недели был создан оргкомитет Съезда. В него вошли: академик В.А.Тишков, директор Института этнологии и этнографии РАН; Л.М.Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы; С.А.Ганнушкина, руководитель юридической сети "Миграция и право" (Мемориал); Л.А. Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения "За права человека"; президент Международной правозащитной Ассамблеи М.Г.Арутюнов; президент Центра развития демократии прав человека Г.Д.Джибладзе; Ж.А. Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН России; В.И.Переведенцев, старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН России и другие авторитетные эксперты.

Идея проведения Чрезвычайного Съезда была обсуждена в Сахаровском центре на заседании инициативной группы "Общее действие". Было принято обращение к зарубежным фондам и российским партиям с просьбой принять участие в финансировании оргмероприятий Съезда. Ожидалось действительно самое настоящее "общее действие" правозащитных организаций России. В первые же дни письмо в поддержку Съезда прислал Уполномоченный по правам человека в РФ О.О. Миронов.

Переселенческое движение заявило о себе с достоинством

Сгоряча Съезд наметили было провести в конце мая. Раз он Чрезвычайный – медлить нельзя. Оргкомитет собирался каждую неделю. Как ни удивительно, финансовая проблема, казавшаяся самой трудной, к концу мая была фактически решена. Деньги, правда, успело перевести на счет "Форума переселенческих организаций" только Швейцарское посольство (оно действовало сверхоперативно, без всяких бюрократических придирок), но обещания на все необходимые 50 тыс. долларов за какой-то месяц были получены. Впервые за все годы решили профинансировать мигрантские нужды не только зарубежные посольства и фонды, но и российские политики: фракция СПС ($15 тыс.) и "Яблоко" ($7 тыс.).

Да, средства на проезд и размещение делегатов из регионов, на питание всех пятисот ожидавшихся гостей, на связь, печатные издания и другие нужды были собраны. Но проводить Съезд в конце мая оргкомитет счел невозможным. Самым трудным и главным оказались вовсе не хлопоты, связанные с приглашением сотен региональных делегатов и важных московских персон, не обвал предложений выступить с докладами на Съезде. Самой трудной оказалась задача выстроить стратегию проведения Съезда.

Повестку дня обсуждали на трех заседаниях оргкомитета. Очень скоро пришли к выводу, что, учитывая фактически выпавшие две праздничных недели мая, всерьез подготовить Съезд можно только к концу июня.

После долгих споров были намечены три основных проблемы для обсуждения на Съезде:

1. Миграционная политика России. Права человека и стратегия национальной безопасности страны.

2. Положение различных групп мигрантов: Проблемы легализации, адаптации и интеграции.

3. Мигрантофобия как генератор ксенофобии и экстремизма. Выработка правовых, экономических и социально-культурных механизмов для развития толерантности.

Говорят, что ожидание угрозы действует сильнее, чем сама угроза. Так вот, уже в период подготовки Съезда власти сделали уступку общественным организациям, на которую до этого никак не соглашались, – во вновь созданную Правительственную комиссию по миграционной политике включили четверых членов Оргкомитета Съезда: ученых В.А.Тишкова и Ж.А. Зайончковскую и правозащитников С.А.Ганнушкину и автора этой статьи.

Поразительно, что делегаты, принесшие с собою в этот конференц-зал Совета Федерации тонны боли и отчаяния со всей России, не позволили себе выплескивать с трибуны какие бы то ни было жалобы. В основном требовали от властей задуматься о судьбе России. Что будет с Россией, когда она вконец обезлюдеет?

Участники съезда весьма единодушно и твердо высказались не только в защиту мигрантов, но и в защиту прав всех граждан России. Сегодня наступление на наши права происходит, как известно, на разных фронтах, а мигранты – самая уязвимая часть общества, и потому на их судьбе эта тенденция особенно видна.

Общество отлучено от влияния на власть – вот главная тревога, звучавшая на съезде. Вопреки геополитическим интересам страны и логике здравого смысла государственная миграционная политика поворачивает вспять, превращая Россию в страну закрытых дверей. В сущности, государство объявило войну нашим соотечественникам, а ведь они могли бы стать спасением России от демографической катастрофы.

Из выступлений переселенцев на съезде:

"...Новый закон о гражданстве зачеркнул миллионы судеб... Нас лишают права на саму жизнь... Мы не перекати-поле, мы приехали на родину жить и работать, а нас доводят до нищеты и отчаяния, заставляя искать убежища в странах, где соблюдаются элементарные права человека... Нынешняя миграционная политика – экономическая диверсия против России".

Не менее резко оценивали ситуацию и официальные лица: уполномоченный по правам человека в России О.Миронов, вице-спикер Госдумы РФ В.Лукин, лидер фракции Союз правых сил Б. Немцов и другие депутаты. Самые сведущие эксперты в области миграции В.Тишков, Ж. Зайончковская, В.Переведенцев, В.Мукомель научно обосновывали девиз съезда: "Мигранты – не обуза, а благо для России".

Приветствия съезду прислали председатель Госдумы РФ Г.Н.Селезнев, вице-премьер Правительства РФ В.И.Матвиенко. Перед участниками съезда выступили зам.министра МВД РФ, начальник миграционной службы МВД А.Черненко, министр по делам национальностей Правительства РФ В.Зорин, руководитель Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ Е.Гонтмахер. И никто из них, государственных деятелей, не говорил, что приоритетом миграционной политики стала борьба с нелегальной миграцией. Более того, начальник ФМС А.Черненко поддержал требование съезда немедленно легализовать наших законопослушных соотечественников, которые годами ходят в "нелегалах" по вине издевающихся над ними чиновников и несовершенного законодательства.

В конце первого дня поднялся на трибуну гость – директор текстильной фабрики из Владимирской области, приехавший позвать к себе переселенцев жить и работать. То, что этот новый человек услышал об отношении к мигрантам, повергло его в шок: "Ничего не могу понять. Если все говорят, что они “за” мигрантов, так кто же “против”? Что вообще происходит в нашем государстве?!"

...В самом начале съезда несколько лидеров переселенческих организаций выступили с жестким требованием пригласить на съезд президента РФ. Ведь В.В.Путин неоднократно заявлял, что переселенцы необходимы России. Почему же теперь они стали вдруг родине не нужны? Ночью перед Съездом некоторые отчаявшиеся лидеры призывали своих коллег в гостинице устроить акцию Гражданского неповиновения – перекрыть движение на Новом Арбате. До тех пор, пока на Съезд не придет Президент...

Оргкомитет заранее предчувствовал, что накопившийся гнев может перехлестнуть через край и счел необходимым получить у властей разрешение на два пикета – на Горбатом мосту у здания Правительства и у дверей Управления паспортно-визовой службы МВД. И эти пикеты с весьма красноречивыми плакатами состоялись. Правда, утром на второй день Съезда. Ну а в первый день "акцию неповиновения" удалось утихомирить – просто "бунтовщикам" дали слово в самом начале, когда в зале еще были телекамеры.

Что же касается прихода на Съезд президента и представителей его Администрации, оргкомитет, конечно, посылал им приглашения. И не раз. Никакого ответа не последовало. Молчание в ответ на обращения общественных организаций стало обычной практикой в работе Администрации президента после Гражданского Форума. Чрезвычайный съезд не захотел с таким пренебрежительным отношением мириться. Делегаты выступили с требованием об отставке заместителя руководителя Администрации Президента В.П.Иванова, ответственного за "совершенствование" миграционного законодательства.

Да, этот тот самый Виктор Петрович Иванов, о котором мы уже рассказывали в связи с Парламентскими слушаниями по миграции в Госдуме. Это он, изложив свое видение миграционной политики (оно сводилось к борьбе с нелегалами, а о судьбе 8,6 млн. уже приехавших соотечественников упоминалось вскользь), сразу же покинул зал, не пожелав выслушать мнение общественных организаций, чем и подтолкнул правозащитные организации созвать Чрезвычайный Съезд.

На этот раз В.П.Иванов, не собиравшийся, судя по всему, посещать съезд, все-таки приехал и более часа выслушивал переселенцев и правозащитников. Ему было задано около 20 вопросов. К сожалению, ни одного вразумительного ответа по существу не последовало. Участники съезда, пораженные некомпетентностью высокого должностного лица, сумели, однако, сохранить выдержку. Всплесков эмоций не было. Измученные творящимся беспределом люди старались коррект-но и терпеливо объяснить вершителю своих судеб, что поворот миграционной политики против мигрантов губителен для России... Наверное, это был первый прецедент прямого общения В.П.Иванова с "народом". Выглядел Виктор Петрович весьма растерянно. И даже вроде бы соглашался с теми очевидными истинами, о которых уже десять лет подряд мы говорим-говорим-говорим, а нас власти не слышат (как в безвоздушном пространстве – не проходит звук).

На Съезде кроме основной резолюции и обращения об отставке Иванова были приняты другие важные документы: О нелигитимности закона “О гражданстве РФ”, о недопустимости насильственного переселения беженцев из Ингушетии в Чечню, о преодолении ксенофобии и расизма. А также – обращение в Прокуратуру РФ с требованием проверить законность судебного решения в отношении полковника Буданова.

По решению съезда оргкомитет продолжит свою работу, чтобы проконтролировать реализацию принятых рекомендаций и обращений.


Москва