СКОЛЬКО СТОИТ ОДИН ПОТОП?

 

Могут ли защитные сооружения в Финском заливе предохранить Петербург от возможного катастрофического наводнения?


С таким вопросом корреспондент "Terra incognita" обратился к Виктору Владимировичу Адамовичу – главному инженеру по производственным вопросам госпредприятия "Ленгидроэнергоспецстрой". Сегодня это предприятие – основной производитель работ на строительстве комплекса сооружений, которые должны защитить Санкт-Петербург от катастрофического подъема воды до 5 метров 10 сантиметров выше ординара.

В этом предприятии Виктор Владимирович работает почти 23 года – с того времени, когда оно еще только формировалось. До этого Адамович поработал на Севере, на знаменитом КАМАЗе строил самый большой в Европе литейный завод, – словом, опыт имел богатый.

Помнит Адамович лучшие времена своего предприятия, когда его коллектив достигал семи тысяч человек и на его вооружении имелись свой мощный автопарк (более 400 машин), свыше 600 единиц тракторной техники, в том числе бульдозеры и экскаваторы. Для доставки грузов и механизмов у них были 42 своих судна. Действовали свои карьеры, сыпучие материалы доставляли свои думпкарные вертушки. Выполнение работ на защитных сооружениях в те годы шло в очень хорошем темпе.

Потом все рухнуло.


Хорошие темпы сохранялись до начала 90-х годов, – рассказывает Виктор Адамович. – К этому времени на строительстве комплекса защитных сооружений было выполнено более 60% работ, предусмотренных проектом. Точнее – от 62 до 65%.

Что представляет собой комплекс в целом? Это трасса длинною 25,4 километра от поселка Горская на северном побережье залива до города Ломоносова на южном. Чуть более 22 км из них проходит по воде, пересекая остров Котлин, то есть Кронштадт. От Горской до Кронштадта предусмотрены 4 водопропускных сооружения и одно судопропускное (глубина порога 7 метров) для прохода небольших каботажных судов водоизмещением до 13 тысяч тонн. Над затвором этого судопропуска – строящийся мост с пролетом 110 метров.

Но Северный фарватер – не основной. А основной проходит в южной части залива, рядом с фортом Константин, построенном во времена Петра на искусственно насыпанном каменно-гравийно-песчаном основании. Глубина южного фарватера – 16 метров, что позволяет проходить в морской порт Петербург любым современным судам. На Южном участке два водопропускных и одно судопропускное сооружение, причем, в техническом отношении очень и очень сложное. Тут создается грандиозная транспортная развязка.

Северная часть сооружения построена практически полностью. Но может ли это хоть в какой-то мере помочь городу в случае наводнения? Ведь некоторые питерцы видят с берега дамбу, видят идущий по ней транспорт и думают, что с наводнениями у нас уже покончено… К сожалению, это не так.

Немного о сути явления. Наводненческую ситуацию создает так называемая длинная нагонная волна, приходящая из глубины Балтики. Заполняя самое узкое место залива между Горской и Ломоносовым, она сжимается по ширине и потому резко вырастает по высоте. Плюс приток Невы сверху. За один час за счет стока воды из Ладоги уровень Невы в пределах города может подняться ровно на три сантиметра. В совокупности это и дает наводнение.

При наводненческой ситуации дается команда о закрытии затворов, и Северный участок сооружений превращается как бы в сплошную стену до Кронштадта – 13,5 километра. Только бы предупреждение от метеорологов поступило оперативно, хотя бы за 5 – 10 часов.

В надёжности Северного участка сооружений можно не сомневаться. Дамба стометровой ширины прочная, она укреплена с обеих сторон 12-метровыми каменными волнобоями. Частично она включила в себя нысыпные каменные гряды, созданные еще Петром для обороны города от входа вражеских кораблей. Благодаря тому, что Северный участок сооружения может быть полностью перекрыт, вода при наводненческой ситуации какое-то время будет подниматься перед защитным комплексом и образует небольшой перепад по отношению к уровню в Неве. Но лишь на небольшой период времени, так что для безопасности города это не может иметь решающего значения.

На Южном участке уже есть два водопропускных сооружения. В том месте, где должен быть судопропуск для больших судов водоизмещением свыше 100 тысяч тонн, сейчас оставлен открытый фарватер протяженностью 940 метров. И пока ещё не достроены два водопропускных сооружения. Словом, этот более чем 9-километровый участок никак не может послужить городу защитой от наводнения. Поэтому я всюду, где только можно, доказываю, что все надо достраивать, и перво-наперво – завершать работы на котловане судопропускного сооружения №1 на Южном участке.

Да, там сейчас можно увидеть именно котлован, огромный по своим размерам и осущенный. Семь насосных станций откачивают из него воду. А на дне котлована, на глубине 28 метров, идет строительство 6-полосной транспортной магистрали. Она должна стать частью кольцевой дороги вокруг Петербурга, о важности которой говорить не приходится. Когда котлован будет перекрыт мощной бетонной плитой, он превратится в транспортный тоннель длиной 1350 и высотой 7,5 метра. По одному отсеку тоннеля шириной более 13 метров транспорт пойдёт в южном направлении, по другому – в северном. Между ними вентиляционные камеры. Верх перекрытия тоннеля окажется, естественно, под дном судопропускного сооружения.

Привожу эти подробности, чтобы было понятно, сколь сложные сооружения здесь запроектированы и строятся, главное же, – каким бедствием не только для нас, но и для Петербурга, даже для страны в целом может обернуться какой-нибудь экстремальный наводненческий циклон.

Дело вот в чём. За судьбу защитных сооружений в целом можно не бояться. Но есть реальная опасность разрушения в наиболее уязвимом месте – на участке действующего фарватера. Там есть продольная перемычка, которая создавалась нами как временная, но по времени отстояла уже два срока, подводных обследований ее не проводилось. Перемычку отсыпали вокруг котлована судопропускного сооружения, где работают люди. Не дай Бог этот защитный вал не выдержит, в котлован хлынет вода… Людей-то можно вывести в случае опасности, а вот сама перемычка… Если начнется ее разрушение, ее же мощным потоком может смыть прямо в фарватер. Огромная масса горной породы, скалы, песчано-гравийного грунта заполнит его. Тогда Петербург как морской порт просто перестанет существовать минимум на одну навигацию. А значит, прекратится доставка грузов для предприятий, разного рода товаров, продовольствия для населения. Это не выдумки, не бред больного, а реальная угроза. В 1997 году нам пришлось убирать Милютинскую донную преграду, отчасти пересекавшую фарватер. Так на это была потрачена целая навигация, хотя там было всего-то около 26 тысяч тонн горной массы – просто мизер по сравнению с массой перемычки, окружающей котлован.

А наводненческая ситуация – она действительно может прийти. Под водой окажутся Центральный район, весь Васильевский остров, Петроградский район, Лахта, – "спальный" район, который застраивался на намывной территории с учетом возведения защитных сооружений. В зоне риска – тысячи людей, сотни тысяч. Простится ли руководителям, если вдруг случится худшее, недооценка явно угрозной ситуации? Простят ли себе сами, что к праздничной годовщине Санкт-Петербурга, к которой идет такая большая подготовка, не заметили того, что видеть-то надо бы в первую очередь?

На достройку защитных сооружений требуется, по сегодняшним подсчетам, 18 миллиардов рублей. Понимаю, сумма немалая, но её же, конечно, выделять надо не единовременно. При нормальных темпах стройку на заливе можно завершить за семь лет. На первый год необходимо иметь примерно 1 миллиард, – понадобится заново кадры подобрать, ведь из семи тысяч сегодня осталось 364 человека. Надо запустить технику, механизмы –краны-то нынче стоят! Понадобится организовать, наконец, трехсменную работу, тем более, – на котловане, как было раньше, а то что сегодня? – полтораста человек, одна смена… Работы на проране ведь надо заканчивать, как только сможем, быстрее. При нынешнем финансировании в год по 180–200 миллионов стройка бессмысленна, – нельзя же ее растягивать на сто лет!

У нас появилось очень много непроизводительных затрат. Те же краны, например, – или простаивают, или используются частично, а оплачивать-то их эксплуатацию хозяину надо сполна! На многих участках пришлось вообще свернуть работы, и теперь надо тратить деньги на охрану. Госстрой, наш заказчик, непроизводительные затраты не компенсирует. Мы оказались в долгах. Суммарный долг сегодня –140 миллионов рублей.

А раз долги – началась, конечно, кадровая карусель. За один последний год сменилось три руководителя предприятия. В конце мая назначен новый генеральный директор, цель которого, похоже, не организация нормальной работы, а – обанкротить предприятие. Ведутся разговоры о тендере, о возможных инвестициях порядка 215 миллионов долларов для комплекса защитных сооружений. Где ожидаются деньги, там находится немало охотников устранить прежнего подрядчика. Появились дельцы, которые хотели бы просто-напросто уничтожить "Ленгидроэнергоспецстрой" – предприятие, проработавшее на комплексе более 22 лет и выполнившее основную часть программы защитных сооружений. Разбить на лоты, на шесть или семь объектов, и прибрать каждое из них к рукам, чтобы получить доступ к инвестициям.

Нечто подобное уже происходило, когда в 1993 году состоялась приватизация шести наших предприятий, занятых на защитных сооружениях, – мы были головным предприятием. Став частными фирмами, они одна за другой уходили с комплекса и больше на нем не работали. А ведь у них были наши механизмы, транспорт. Где все это теперь? Может, в самом деле строят особняки в пригородах, как об этом говорят многие? Все разворовано и роздано непонятно кому. Ничего не осталось. Мы же потихонечку поднимались, пятью процентами прежнего коллектива делали в год по 10 процентов от тех объемов работ, которые ранее выполнялись. Постепенно более или менее встали на ноги. И вот теперь хотят устранить нас.

Чехарда пошла не только со сменой руководителя предприятия, но и с заказчиком. Вначале это был город в лице управления "Морзащита", потом Гипрогор московский, теперь – Северо-Западное отделение Гипрогора. Заказчик стал нестабильной структурой, и эта нестабильность вместе с нестабильностью руководства больно бьет по производству.

А городу нужна ведь защита. Это всегда особенно остро чувствуешь с наступлением осени. Ведь в истории Петербурга больше половины всех наводнений происходили начиная со второй половины сентября, в октябре и ноябре. Боюсь, нынешнее ласковое лето расслабило всех нас. Самое худшее, когда стихия обрушивается на людей, не ожидающих её удара, незащищённых. Но это тревожит, к несчастью, только очень немногих специалистов, которые реально могут оценить потенциальные опасности нынешней ситуации. Мы говорили, что на завершение строительства понадобится 18 миллиардов рублей. Конечно, экономика России ещё не оправилась от потрясений минувшего десятилетия, лишних денег у государства нет. Но люди расчетливые стараются прежде всего не допускать потерь. Еще при разработке проектной документации в институте Ленгидропроект были произведены расчеты возможного материального ущерба для города при наводнениях. Эти расчеты проиндексированы на сегодняшние цены. Хотелось бы напомнить о них.

При подъемах уровня воды в Неве на 2 метра выше ординара материальный ущерб составляет 252,4 миллиона рублей, - а это еще просто наводнение, не экстремальное. Экстремальным для Петербурга принято считать подъем уровня выше 2,5 метров.

При наводнении на уровне 3 метров только материальный ущерб составит 19,2 миллиарда рублей. А это, заметьте, уже больше всех предполагаемых затрат на завершение строительства защитных сооружений.

Подъем воды на 4 метра, - кстати, в 1824 году Нева поднималась на 4,21 метра, - 61,88 миллиардов рублей ущерба.

Из некоторых расчётов следует предположение, что один раз примерно в тысячу лет вода в Неве может подняться на пять метров. В каком году может такое случиться, в какой день, - это никаким расчётам не поддаётся. Именно исходя из угрозы такого наводнения - предельно опасного - и были спроектированы защитные сооружения, способные выдержать подъём воды на 5,1 метра.

5-метровый подъём для незащищённого города, по расчётам, может принести одних только материальных потерь на 107, 68 миллиарда рублей. Возможные человеческие жертвы, конечно, никаким предварительным расчётам не поддаются.

Не хотелось бы никого пугать этими цифрами. Дай Бог, никогда такого не случится. Надо лишь не забывать, что мы всё-таки живем в городе, где за 300 лет его существования было более 300 наводнений свыше 1,6 метра от ординара. Где были подъемы воды и на 3,8 метра, и свыше 4 метров. А потому, во избежание худшего, надо беречься. Надо свою защиту обеспечивать.