Вольный остров

Мечта анархистов о том, чтобы не было власти, а были “вольные люди и вольные степи”, кажется, воплотилась в жизнь на Канонерском острове. 5,5 тысяч жителей острова не в восторге.



Остров ничей, городу он не нужен. “Мать порядка” пришла сюда в начале 90-х, после приватизации Канонерского судоремонтного завода. Раньше заводу принадлежал весь остров со всей своей инфраструктурой – дорогами и дворами, спортплощадками, магазинами и автобусными остановками. Завод, соответственно, и следил за тем, чтобы Канонерский не одичал и не деградировал. Однако, став “капиталистическим предприятием”, завод от острова отказался, а другого хозяина не нашлось – городские власти смотрели на остров с его жителями и с его проблемами как на нечто, недостойное барского внимания. С 1993-го по 1998-й на Канонерском не проводилось никакого благоустройства.

С 1998 года на острове появилось подобие власти, но власти муниципальной – остров вошел в состав 31 муниципального округа. Появилась на острове, подчеркиваю, власть муниципальная. В ведение которой по закону входит благоустройство дворов, спортплощадок и дворовых проездов. Однако станут ли жильцы вникать в подобные нюансы? Может ли зам. председателя главы округа, Любовь Артемьевна Филькова, отвечающая за Канонерский, объяснить людям, что во дворе “ее территория”, а шаг влево, шаг вправо – ничья, и на ее благоустройство никто денег не выделит? Вот она и вынуждена в одиночку бороться за весь остров.

Муниципальный совет выделил в 1998 году 1400 тысяч на ремонт “не своей” магистрали, – Набережной Морского канала, напоминающей разгромленную прифронтовую дорогу. Гор. прокуратура прислала протест: не лезьте не в свое дело, занимайтесь дворами, остальное пусть гибнет.

Еще одно “чужое дело”, которым занимается Любовь Артемьевна – транспорт. Из 5,5 тысяч жителей острова более половины – пенсионеры и школьники. Коммерческих маршрутов полно, но городской автобус, на котором пенсионеры имеют право на льготный проезд, ходит примерно раз в два часа. После того как с Двинской сняли трамваи, чтобы навести марафет к 300-летию, поездка, скажем, в поликлинику или в дешевую “Пятерочку” для пенсионера выглядит примерно так: час-другой ожидания на автобусной остановке, – затем от Двинской “одиннадцатым номером”, то есть пешком. А назад – опять бесконечное ожидание автобуса. В Комитете по транспорту говорят, что автобусы забрали на разрыв “Лесная – Мужества”, а как только разрыв ликвидируют – автобусы вернут. “Как только ликвидируют разрыв” – это то же, что “когда рак на горе перекрестится”. В марте 2003 якобы закупили белорусские автобусы – но, опять же, сделали их коммерческими.

Вместо дешевого транспорта жители острова могут полюбоваться на паркующиеся у их домов большегрузные фуры (около 1500 ежемесячно). В 1999 году руководство Канонерского судоремонтного завода заключило долгосрочный договор с некоей фирмой “Класс” на предоставление в аренду причала для выгрузки продуктов. В договоре предусмотрено все, кроме единственной мелочи – парковки грузовиков на территории завода.

Жители вскоре оценили всю прелесть жизни без фур под окнами, и пошли челобитные: “Уважаемые депутаты местного самоуправления! Обращаемся к вам с просьбой принять срочные меры в связи с парковкой большегрузного автотранспорта… Выстраивающиеся вдоль набережной машины днем и ночью стоят с работающими двигателями, загазованность воздуха не позволяет открывать форточки, из-за шума невозможно спокойно спать, дети не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания, запаркованные машины создают опасность проезду городского транспорта и движению пешеходов, угрожают жизням наших детей. Место парковки не оборудовано специально, поэтому водители вынуждены “справлять нужду” в ближайших парадных и вдоль дороги. Почему руководство Канонерского завода, заключая подобные договоры, не учитывает, что рядом жилая территория?”

Ответ руководства завода: “Нас не волнует, где стоят эти машины, это их проблемы”. Тогда депутаты 31-го муниципального округа обращаются непосредственно к В.Яковлеву. Вскоре из канцелярии губернатора пришел ответ, основная мысль которого неожиданна и необыкновенно свежа: “Действительно, проблема организации парковки крупнотоннажного грузового автотранспорта на Канонерском острове в последнее время резко обострилась…”

Тогда Муниципальный совет привез на остров комиссию из ГУП “Городской центр автостоянок и гаражей”. Единственный из предложенных вариантов, на который согласилась бы СЭС, – строительство парковки за гаражами в конце острова. Но это означало бы, что фуры поедут на стоянку уже через весь остров, по узкой, никому не принадлежащей Набережной Морского канала, и так доживающей последние дни.

Возможен был бы, наверное, единственный вариант. Раз уж Канонерский завод и компании-арендаторы непобедимы (лицензия на погрузо-разгрузочную деятельность была выдана им не городскими властями, а Минтрансом РФ) и невозможно заставить их устроить парковку на территории завода, то прямо рядом с заводом – целый квартал разрушенных зданий. Можно было бы их снести и устроить парковку, но, оказывается, в квартале зарегистрировано и проживает два человека. Как они живут в этих развалинах – одному Богу известно. Там нет ни отопления, ни воды, ни стекол. Но, говорят, – живут. Если сносить дома, двум людям надо новое жилье давать – а такого многомиллионному городу никак не осилить.

Ситуация, выходит, безвыходная…

С одного конца, со стороны туннеля, на остров наступают тяжелые фуры. С другого, – Свалка, Помойка, Монстр... Побережье, с которого открывается вид на Финский залив, где могла бы быть чудесная зона отдыха, превратилось в декорацию к фильму ужасов о мире после ядерной катастрофы. Если читатель думает, что это журналистское преувеличение – можно съездить и посмотреть своими глазами.

Монстр родился в 80-е. Для строительства гаражей сюда везли грунт. А потом повезли всё – стекло, гнилые овощи, тухлую колбасу, ржавое железо, какие-то мерзкие липкие пакеты, ртутные лампы. Теоретически за выброс мусора в неположенном месте предусмотрен штраф, 1000 рублей. Но за официальную свалку нужно платить 2200. Вот и догадайтесь – куда поедет водитель? Да и сама возможность заплатить штраф мизерная – на острове нет опорного пункта милиции! Невероятно, но факт!

Сперва милиция жаловалась, что нет помещения. Помещение им отремонтировали. Теперь в “семерке” уже говорят, что нет времени и средств. Остров превратился в зону безвластия. На свалке обосновались какие-то подозрительные личности, берущие за выброс мусора по 200 рублей.

Когда рухнуло общежитие на Двинской, обломки вывезли на Канонерский. Потом их увезли с острова, потратив на это три миллиона рублей! После этого в территориальном управлении заявили, что свалка на Канонерском острове “локализована”! Наверное, место локализации совпадает с границами самого острова.

Огромная, выше одноэтажных гаражей, Свалка разрастается, как раковая опухоль. Вдоль всего побережья, вдоль ничейной Набережной Морского канала, около развалин у Канонерского завода – груды мусора. ЖЭС оплачивает работу дворников только непосредственно у домов. А “ничью землю” никто не убирает.

У Канонерского стоят корабли с иностранными туристами. Омерзительная гигантская помойка – первое, что видят иностранцы, прибывая в “культурную столицу”. После этого мы обижаемся, когда нас, русских, сравнивают с известным сельскохозяйственным животным.

Муниципальные советы делают всё, что могут, однако их полномочия, их финансовые возможности не позволяют решить глобальных проблем острова. Но где же городское Законодательное собрание? Недавно горожане вновь избрали тех, кто снова обещал свою помощь, в ЗАКС пришли новые депутаты. Неужели придется пожалеть об этом выборе?

Есть надежда на новое руководство районной администрации: молодой, энергичный глава Владимир Ярмин может изменить ситуацию. А если нет, что ж, – остается надеяться на то, что у муниципальных советов появятся более серьезные полномочия и средства. О необходимости усиления роли органов самоуправления недавно говорил Президент, а Государственная Дума уже готовит для этого законодательную базу. Как говорится, “никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой – добьемся мы освобождения своею собственной рукой…”


Дмитрий Сычев
фото Андрея Печеркина



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru