"Из Петербурга в Петербург плывет Ковчег..."


До 1881 года эта улица носила название Компанейской, а затем ее переименовали, приняв решение о сооружении небольшого памятника Александру Сергеевичу Пушкину. По свидетельству современников великого поэта, он был большой озорник. И потому не удивительно, что бронзовый фантом Пушкина через много лет после его смерти появился именно в том месте, где еще через 100 лет появилось-таки место, где теперь работают художники, музыканты, актеры, литераторы – сгусток творческой энергии, который стал заметным культурным явлением в городе.

Хотя и в начале 20 века в доме находился ряд издательств, из которых самым известным было издательство "Алконост", где бывали и печатались Блок, Белый, Северянин, Куприн. С 1917 по 1984 годы дом на Пушкинской, как и все наше государство, влачил странную жизнь многонациональной коммуналки, постепенно приходя в упадок, но не в уныние.

В 1984 году решили дом отремонтировать, и жильцов расселили. А тогда в Ленинграде было замечательное время, казалось бы, никем и ничем не ограниченной свободы. Талантливые люди могли на свой страх и риск начать с нуля заниматься всем, в чем они видели себя и свое будущее. И немудрено, что они пришли в дом 10 на Пушкинской улице.

Среди первых художников, занявших дом, оказались имеющие опыт борьбы за право на профессиональный труд и свободу творчества. В "доперестроечное" время они назывались "неофициальными" художниками, или "нонконформистами".

Уже в то время деятели "неофициальной" культуры самоидентифицировали себя как необходимую для здоровья общества оппозицию тоталитарной культурной идеологии государства.

Именно им удалось восстановить связь времен в петербургском искусстве.

Конечно, все было очень непросто. Прежде чем власти смирились с существованием этой коммуны, художникам пришлось выдержать многолетнюю осаду. Но гений случая творил наверняка. Ключевую роль в становлении культурного центра пришлось сыграть Юлию Рыбакову – художнику-нонконформисту.

Именно ему в то время, когда он был председателем Комиссии по защите прав человека в Законодательном собрании Петербурга, удалось отстоять в Правительстве города право на жизнь культурного центра "Ковчег XXI век" на Пушкинской, 10. А затем продолжать помогать, будучи избранным в Государственную Думу. Именно он дал Дому название "Ковчег".

Сюда нужно только войти (а вход теперь с Лиговского, 53) – выйти отсюда уже невозможно. Из одной мастерской художника – в другую, от человека к человеку, из тайфуна идей, образов, красок – в новую бурю эмоций, искривленных пространств и великих откровений. Здесь работают и почти что живут (поскольку что за жизнь для художника вне работы?) десятки питерских живописцев и музыкантов, и жизнь тут приобрела некое иное качество.


Сергей Ковальский, художник, президент Товарищества "Свободная культура"



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru