Давайте посчитаем
кривая реформ


Александр Лившиц


От замысла до реальных перемен – такова длина любой реформы. Их у нас больше десятка. Ни одна не завершена. Идем по дистанции. Где находимся? Попробую оценить. С максимальной доброжелательностью к реформаторам.

Налоги. Реформа идет в скоростном режиме. Власти пытаются брать поменьше. И с граждан, и с бизнеса. Ощущаем результаты. По налогу на прибыль, подоходному, НДС, льготам. Есть, правда, и минусы. Скверно, что отменены стимулы для инвестиций. Плохо, что правительство ежегодно меняет налоговые законы. Вносит поправки вместе с бюджетами. Дума принимает. Вместе дергают экономику. Оценка пройденного пути – 40%.

Бюджетные расходы. Сказано много правильных слов. Конкретное достижение: остановлено повышение доли бюджета в ВВП. Сами расходы не сокращаются. Растут. Хотя и не быстрее инфляции. Маловато. 20%. С верой, что обещанное сделают после выборов.

Межбюджетные отношения. Продолжаем стягивать финансы в центр. Отнимаем у регионов. Идем не в ту сторону. Многое, думаю, придется переделывать. 0%. И только потому, что обещал быть добрым.

Государственный сектор. Сформулировали концепцию. Суть: оставить государству только то, что ему нужно для работы. Остальное отцепить. Акционировать. Продать. На том, увы, и остановились. Опять из-за выборов? 10%. Регулирование. Резво провели законы. Огласили принцип "одного окна". Казалось, что дебюрократизация уже близко. Не вышло. Видно, промахнулись с организацией и контролем. 40% дороги все же отмахали. Впереди, правда, самое трудное – сделать то, что решили. Явно требуется главный антибюрократ. Комиссар с полномочиями. Чтоб занимался только этим. Административная реформа. Появились законопроекты о региональной и местной власти. Идут со скрипом. Потому что не обеспечены финансами. Остальное – на стадии содержательных дискуссий. 20%.

Пенсионная система. Движение заметно. Миновали стадию законотворчества. Дошли до этапа, когда уже задумались о размещении пенсионных накоплений. Сортируем компании. Отбираем достойных. 60%.

Банки. Закон о гарантировании вкладов отложен. Как и переход на международные стандарты отчетности. Власти, похоже, полагаются на естественный отбор. Ждут вступления в ВТО. Вот придут иностранцы – так отделают доморощенных конкурентов, что мало кто выживет. И реформировать будет некого. 0%.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Пока людям дали одно: понимание, что за услуги надо платить. И как следует. Еще появилась компания "Российские коммунальные системы". Во главе с основными кредиторами ЖКХ. Те, видно, решили: раз коммуналка не платит, то пусть отдаст долги имуществом. Рухлядь, конечно, а все же актив. Сначала возьмем. Потом вложим деньги. И сделаем из ЖЭКа конфетку. А что? Хоть какой-то прогресс. Власти же озабочены выживанием людей. Латанием дырявых труб. Надеются на них, как Ватутин на переправу. Оценка – 10%. Из сострадания к чиновникам, брошенным на амбразуру ЖКХ.

Электроэнергетика. Есть законы. Прорисованы контуры будущего рынка. Начали мастерить инфраструктуру. Появляются оптовые генерирующие компании. Руководители РАО "ЕЭС" говорят: пять лет отработали. Дайте еще столько же. Доведем реформу до конца. Поверим Чубайсу. 50%. Газ. 10%. В знак уважения к труженикам отрасли. Железная дорога. С законами управились. Создаем РАО "РЖД". Непонятно, однако, как оно будет работать. Сумеет ли подтянуть инвестиции. Туманна судьба непрофильных активов. Да и самого МПС. 30%.

Представьте, что все это нарисовано. Похоже на синусоиду. Где-то вырвались вперед. Где-то отстаем. А ведь условия одни и те же. Все реформы патронирует президент. Все заложены в планы правительства. Все натыкаются на аппаратные интриги. Все страдают из-за сшибок бизнес-интересов. Все встречают сопротивление. Все идут нелегко. Тогда откуда разнобой? От людей, наверное. Успешен тот начальник, который действительно хочет что-то изменить. И умеет это делать. У других получается хуже.

Какая из реформ важнее? По-моему, они одинаковы. Значит, можно смело суммировать проценты. А потом делить на количество реформ. Получается, что приближаемся к отметке 25%. Осталось чуть меньше 75% дистанции.

Если смотреть по Конституции, впереди у президента около пяти лет. Время есть. Хотя и не так уж много. Выходит, что пятилетка должна стать ударной. Ведь она завершится в 2008 году. Когда российским реформам исполнится 16 лет. А родившиеся на заре перемен уже закончат школу... Долго все-таки. Хочется на финиш.

Финансовые известия,
7 августа 2003 г.



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru