Законопроект Юлия Рыбакова об усилении ответственности за применение пыток был единогласно принят Госдумой в первом чтении 19 марта 2003 г.

Проект поддержан Владимиром Путиным и вошел в общий пакет президентских поправок к УК РФ.


Из Пояснительной записки депутата Юлия Рыбакова к законопроекту:

…Статья 302 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, помещенная в раздел "Преступления против государственной власти", рассматривает пытки лишь как отягчающее обстоятельство принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний (либо эксперта к даче заключения). При таком подходе невозможен дифференцированный подход к данному особо опасному преступлению с учетом квалифицирующих признаков, степени тяжести возникших последствий. Кроме того, в статье 302 УК РФ дан исчерпывающий перечень лиц, которые могут совершить данное преступление (следователь или лицо, производящее дознание) и исчерпывающий перечень участников уголовного процесса, по отношению к которым применяются недозволенные методы. В результате диспозиция данной статьи не охватывает широкий круг преступлений, совершаемых иными должностными лицами (например, работниками других подразделений милиции, пенитенциарных учреждений, военнослужащими командного состава), либо другими лицами по их подстрекательству. Кроме того, применение пыток возможно не только в рамках уголовного процесса, как это следует из статьи 302, но и при производстве по делам по административным правонарушениям, в других случаях, и может быть не связано с дачей показаний или экспертного заключения.


Из стенограммы выступления Юлия Рыбакова в Госдуме:

"Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на борьбу против того вала беспредела и насилия, с которым сталкиваются сегодня наши избиратели, когда они имеют дело с отдельными должностными лицами нашего государства. Наш законопроект направлен на то, чтобы дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьей, которая предусматривает ответственность за применение пыток со стороны должностных лиц…

…Острота этой проблемы хорошо известна и нашим избирателям, и тем депутатам, которые читают письма своих избирателей. Я не буду долго рассказывать об этом, я просто приведу вам несколько конкретных примеров из тех жалоб, которые поступили к федеральному Уполномоченному по правам человека Олегу Миронову, в мой подкомитет по правам человека и в прессу.

Так, например, сообщение из Саратова. Тридцатидевятилетнего Валерия доставили в Октябрьское РУВД города Саратова по подозрению в совершении квартирной кражи. Через четыре часа задержанного положили на операционный стол. Диагноз – разрыв кишечника. Спустя месяц он умер. Как выяснилось наутро после пыток, никакой кражи вообще не было, а был ложный вызов.

Информация из Мурманска. Пишет человек: "Избиение продолжалось с небольшими перерывами с 12-ти до 18-ти. Как только не изощрялись дознаватели: били резиновыми палками по спине, груди, ногам, по пальцам ног. На мои требования вызвать адвоката и в присутствии его проводить допрос дознаватель показал мне плакат, висевший на стене кабинета в рамочке. На плакате было написано: “Задержанный, ты можешь кричать, плеваться выбитыми зубами, требовать адвоката, показывать кому угодно свои синяки и ушибы, но тебя в таком виде уже задержали работники милиции”".

Из Пскова: "Нас с приятелем били и истязали более двух недель. Били о стенку головой, били руками и ногами и тем, что попадало под руку, били так, что мы теряли сознание и ничего не могли осмыслить. Нас пытали током, душили, вывозили в лагерь на расстрел. Жене было предложено – взамен на подписку о невыезде и чтобы спасти ребенка – дать показания со слов следователя"…

И последнее: "Ни один человек на свете не выдержит такого физического и психологического давления, какое нанесли мне. Я был до такой степени забит и запуган работниками милиции, что взял бы на себя любое преступление, лишь бы прекратили бить и издеваться".

Уважаемые коллеги, опасность, которую представляют собой должностные лица, позволяющие себе подобные действия, представляет угрозу не только для тех, кто является непосредственным объектом тех пыток, которым они подвергаются. Эта опасность существует еще и для всех остальных граждан нашей страны, потому что на самом деле настоящий преступник в таком случае остается на свободе. Да, сотрудник милиции, следователь, дознаватель, охранник в местах лишения свободы решают свою проблему, ставят галочку, что преступление раскрыто, но настоящий преступник остается на свободе. Мало того, это опасность и для государства в целом, потому что действия подобных недостойных представителей государства компрометируют всю нашу систему, компрометируют те задачи, которые ставит перед собой Россия.

Я убежден в том, что мы должны встать на защиту своих граждан, я надеюсь, что мы это сделаем. Наш Президент только за один прошлый год дважды, выступая, уделил внимание этой проблеме, говорил о том, что с тем беспределом, с тем пыточным беспределом, который творится сегодня в следственных изоляторах, да и не только там, а везде, где существуют должностные лица силовых ведомств, необходимо бороться".


Российская Федерация

Федеральный закон о внесении дополнений и изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации


Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие дополнения и изменения:

1.Дополнить Кодекс статьей 117-1 следующего содержания:


"Статья 117-1. Пытки

1. Пытки, то есть причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях –

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние:

а) повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью;

б) совершенное в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

в) совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

а) повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью;

б) совершенные с особой жестокостью, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.


Примечание. Должностными лицами в настоящей статье признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации".


2. В статье 302 часть вторую исключить.


Статья 2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921) следующие дополнения:

1. В пункте 1 части третьей статьи 31 после слов "105 частью второй" дополнить словами "117-1".

2. В подпункте "а" пункта 1 части второй статьи 151 после слов "111 частью четвертой" внести дополнение "117-1"


Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации
В. Путин



 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru