НОВЫЙ ГОД В СТРАНЕ ДЕТСТВА

Оставьте детям их Академию!


Нина Дмитриева,
учитель


Конкурс рождественских елок – это очень красиво. Волшебство праздника, знаменующего приход в мир Добра, разлито в атмосфере Шереметевского дворца, как аромат хвои. Хрустальное сияние люстр, медовый блеск паркета, за перепле- тами высоких окон – синие сумерки на Фонтанке.

Елки – большие и маленькие – наряжены детьми: Рождество – детский праздник. Бумажные рожицы, раскрашенные акварелью и фломастерами, – творчество самых маленьких, тех, кому "от двух до пяти". Школьники-детдомовцы украсили свою елочку невесомыми золотыми колокольцами (вырезанными из пластиковых бутылок – "новое поколение выбирает "Пепси"!"). Гирлянды, шары, фантастические фигурки "оригами" ... Художественные коллективы Домов творчества, изостудии детских домов, школьные изокружки традиционно принимают участие в праздничном конкурсе, который из года в год организует Международная детская академия художеств. Впрочем, нынешнее Рождество может стать последним в череде праздников, которые дети и взрослые Академии проводили в уютных залах Шереметевского дворца. "По сути дела, этот дом у нас уже отнят, договор аренды расторгнут, принято решение о выселении. Но в Рождество мы надеемся на чудо..." – говорит президент МДАХ, художник и педагог Наталия Гуляева.

История МДАХ – уникальной детской художественной школы, началась на заре перестройки в 1985 году. Для многих россиян это были удивительные времена надежд и бескорыстного радостного труда во имя будущего. В педагогику тогда приходили профессионалы, не имеющие учительских дипломов, но известные в своих областях и мечтающие работать с детьми. Одна за другой в нашем городе открывались новые школы, которые теперь известны далеко за пределами Петербурга, – Классическая гимназия, Физико-технический лицей, Лицей восточной культуры... Международная детская академия художеств, учреждение дополнительного образования, стоит в том же ряду. Она выросла из маленького изокружка при районном Доме пионеров, куда в восьмидесятые годы пришли работать художница Наталия Гуляева и искусствовед Сергей Катин.

Сегодня Наталия Васильевна вспоминает: "Было интересно! Все, и дети, и взрослые, чувствовали себя свободными, жили в предвосхищении чего-то нового, необычного. Мы каждый день заново открывали себя и свой мир, знакомились с новыми друзьями. Наши ученики переписывались со сверстниками из разных стран. К нам приезжали в гости детские общественные организации, мы общались с юными художниками Европы, Америки, Азии... "Дипломатия кисточки", "Global Family", "Зеленый Мир" – мы принимали участие в международных движениях, дети рисовали и выставлялись вместе с американскими, японскими, английскими, китайскими ровесниками. В 1989 году мы устроили совместный советско-американский детский художественный лагерь в Лосево, который с нашей стороны патронировала Раиса Максимовна Горбачева, а с американской – советник президента США Шэрон Теннисон, основатель в своей стране Центра гражданских инициатив и его президент. Шэрон до сих пор наш верный друг... Но времена изменились. Как жаль, что огромный потенциал творчества, веры, работоспособности так и не был использован! Сколько сил растрачено впустую, бездарно..."

10 июня 1991 года, за два дня до юридического рождения новой страны – Российской Федерации, – на последнем, как потом оказалось, исполкоме Ленсовета, было создано образовательное учреждение нового типа: муниципальное предприятие Детский художественный центр "Авангард", которое должно было действовать на полном хозрасчете и самоокупаемости. Соответствующие документы подписал тогдашний председатель исполкома Александр Щелканов. Центру "Авангард" выделили полуразрушенное здание бывшего заводского общежития на Фонтанке – один из флигелей Шереметевского дворца. ГУИ (предшественник КУГИ) заключило с "Авангардом" договор аренды на 49 лет. Немного позже комиссия Петросовета по культуре и образованию, учитывая заслуги детской художественной школы и социальную значимость учреждения, предоставила "Авангарду" персональные льготы по арендной плате.

Что представляла собой брошенная рабочая "общага"? Рухнувшие потолки, провалившиеся полы, ржавые текущие краны – все это видно на фотографиях десятилетней давности. Нельзя не ощутить трудноистребимый дух "лимиты": бедность, безнадега, пьянство. Чтобы вернуть в эти стены атмосферу праздничного уюта, в которой дети могли бы заниматься творчеством, устраивать художественные выставки, танцевальные вечера, чаепития, мало было просто отремонтировать здание, восстановить дворцовые интерьеры. Требовалось, чтобы флигель Шереметевского дворца "вспомнил" о том, что он – часть знаменитого петербургского ансамбля, связанного сотнями нитей с историей и культурой северной столицы.

Техническим директором ремонтно-реставрационных работ и добрым гением места стал известный архитектор, к началу 90-х пенсионер, Николай Волков. Он привлек своих коллег и друзей, профессионалов высочайшего класса, и вместе с ними сотворил невозможное – "общага" превратилась во дворец. Дворец ожил. Архитекторы, декораторы, дизайнеры работали практически безвозмездно, но на строительные материалы и на производство работ была истрачена солидная сумма – более 20 тысяч долларов. В них не было ни копейки инвестиций: эти деньги собрали по всему миру целевым назначением на художественно одаренных детей Санкт-Петербурга.

Восстановление дворца протекало медленно, но к 1996 году все работы были закончены.

В 1997 году городское правительство сочло целесообразным "передать здание в безвозмездное пользование" художественной школе, которая вдохнула в него новую жизнь. Комитет по финансам это решение согласовал. А год спустя КУГИ... насчитал "Авангарду" более миллиона рублей долга по арендной плате! В ответ на просьбу Центра (который чиновники фактически "кинули") о взаимозачете в связи с реставрацией и ремонтом, стоимость которых многократно перекрывает арендную задолженность, КУГИ обратился в арбитраж с иском к "Авангарду" о взыскании 1.679.822 руб. 10 коп. и расторжении договора аренды. 19 апреля 2000 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск КУГИ удовлетворил. Апелляционная инстанция, куда ответчик кинулся искать справедливости, оставила решение суда в силе, заявив, что оно является обоснованным, правомерным и основания для его отмены нет.

Углубляясь в юридические дебри, трудно сказать, кто здесь формально прав – на протяжении последних десяти лет законодательство неоднократно менялось, в нем возникали противоречия и лакуны. Детский художественный центр "Авангард", когда-то зарегистрированный канувшим в Лету правительством уже несуществующей страны, изменил название и статус: сегодня он называется Международной детской академией художеств. Но из документов неопровержимо следует, что МДАХ – безусловный правопреемник "Авангарда". Чиновники настаивают на том, что Положение о взаимозачетах появилось после того, как во флигеле Шереметевского дворца был выполнен весь объем ремонтно-реставрационных работ, и поэтому его применять нельзя. О том, что здание передавалось в безвозмездное пользование, вспоминать вообще не хотят. Подобная ситуация могла бы послужить судебным прецедентом. И послужила – только не в пользу детей и педагогов, а ... в чью пользу?

На этот вопрос ответа пока нет. Но очевидно, что находящийся сейчас в прекрасном состоянии флигель Шереметевского дворца – лакомый кусок, который долго без хозяина не останется. "Зачем вам сидеть обязательно в центре города? Мы же вас не на улицу выкидываем. Переедете куда-нибудь подальше от Невского, там и будете учить детишек..." – утешают Наталью Гуляеву в высоких кабинетах. Возможно, что чиновники, не слишком сведущие в педагогике, искренне не понимают, что юных художников формируют не только уроки профессионального мастерства, но и окружающая среда – культурная, историческая, архитектурная. И с этой точки зрения любое, самое лучше помещение в Веселом поселке или на Гражданке будет проигрывать старинному особняку в самом центре города.

После расторжения договора аренды прошло почти полгода. Но "счетчик" по-прежнему включен, долг увеличивается. В январе был получен очередной счет на 356 тыс. рублей. Сегодня банковский счет арестован, перечислить платежи за коммунальные услуги невозможно, а это значит, что со дня на день могут отключить свет, воду, тепло.

Получает ли губернатор Яковлев многочисленные письма, которые адресуют ему преподаватели, родители, выпускники художественной школы? Ни на одно из них нет ответа, как нет и на обращения Международного центра Рерихов, Лиги защиты культуры, Всемирной организации "Образование через искусство". В свое время остались без ответа обращения, подписанные академиками Д.С.Лихачевым и Б.В.Раушенбахом, драматургом Александром Володиным. В это трудно поверить! Увы, наши великие современники теперь уже и не дождутся губернаторского слова.

Может, почта подвела ?..

"Мы – лакмус, показывающий отношение нынешних властей к культуре, – говорит Наталия Гуляева. – Если мы сейчас проиграем, у детей появится новый опыт – совершенно определенный. Сейчас создается прецедент: хозяйственная модель доминирует над культурной. Если Международной детской академии художеств не место в центре города, у Невского проспекта, то чему здесь место? Одним только ресторанам да казино? И все же, несмотря ни на что, мы – оптимисты.

У нас отняли один дом, но мы просим у города под новый проект три дома– рассказывает президент детской Академии. – А проект – это музейно-образовательное учреждение, которое будет включать в себя и саму Академию, и музей детского творчества, да еще и общеобразовательную школу для одаренных ребят. В петербургской системе образования такого пока нет. Хотели бы назвать наш проект: Детский Эрмитаж. Эту идею уже одобрила Всемирная организация "Образование средствами искусства", куда входит более восьмидесяти стран мира. Россию в ней представляет наша Академия. Недавно на конгрессе этой организации нами был сделан доклад "Детское творчество на пороге третьего тысячелетия". Тогда же было принято решение провести следующий конгресс, запланированный на 2003 год, в Петербурге, приурочив его к юбилею города. Соответствующая просьба об этом была передана городским властям. Ведь мероприятия такого уровня – это имиджевая акция, знак признания огромных заслуг города в развитии современных направлений во многих сферах искусства: в живописи, в театральном искусстве и балете, в музыке и литературе, – недаром же имя Петербурга ассоциируется с понятием культурной столицы России. Предполагалось, что Всемирная организация, в свою очередь, проведет здесь в рамках конгресса выставки, доклады признанных профессионалов из разных стран, мастер-классы, сделав своего рода отчет перед петербуржцами. Можно не сомневаться, что все это стимулировало бы интерес наших, питерских ребят к художественному творчеству, а тем, кто уже занимается им, – заявить о себе и возможно, получить в дальнейшем международную поддержку. Кстати, для организации конгресса не нужно каких-то больших средств, более того, – многие его участники, я знаю, с радостью воспользовались бы возможностью помочь одаренным петербургским детям. Но проведение конгресса в 2003 году в Петербурге оказалось под вопросом из-за решения властей о выселении детской Академии из нашего флигеля на Фонтанке... Тем не менее, члены совета Всемирной организации, просто не веря, что в Санкт-Петербурге невозможно преодолеть возникшие проблемы, перенесли проведение конгресса на 2004 год, чтобы за оставшееся время все-таки мы успели все уладить. Понимаете, специалисты, связанные с воспитанием детей через искусство, хотят видеть город, восхищающий своей красотой весь мир! Но сегодня я, сказать по правде, уже не уверена, что даже в 2004-м мы сможем принять конгресс на достойном этого города уровне.

Это парадокс! У нас много друзей в мире профессионалов - всемирно признанных ученых, деятелей искусств, в нашу поддержку шлют письма выдающиеся общественные, государственные деятели, зарубежные и наши. А вот со своей городской администрацией - ну никак не договориться! Хотя, каюсь, может чиновники не очень-то и виноваты...Сегодня в России одновременно существуют государственные и негосударственные, специального профиля и общего образовательные учреждения. Детский художественный центр "Авангард" мы преобразовывали в детскую Академию художеств в такое время, когда в стране рушился весь прежний государственный механизм и создавался новый,- все было внове, и у нас не было никакого представления о формальностях этого преобразования. Что-то было сделано не так. И сегодня вместо того, чтобы помочь детям, именно эти упущения используются как повод для таких претензий к нам, которые фактически не оставляют шанса на выживание Академии. В этом месяце, вот, уже потребовали освободить помещения. Кинулись искать помощи. Откликнулся депутат Госдумы Ю.А.Рыбаков. Он художник, может понять нас, как никто другой. Поймут ли в Смольном? Это последняя надежда. Есть же в администрации люди, способные оценить ситуацию не с бюрократических позиций, а с пониманием, что детям надо помочь. У всех есть дети. И все мы сознаем, что время хоть и нелегкое, но надо сделать так, чтобы и сегодняшнее юное поколение, талантами, конечно, не обделенное, получило полноценное образование и воспитание, какое может дать наш город".

...Осталось меньше полутора лет до празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга. Кто будет встречать этот юбилей в мастерских Международной детской Академии художеств на Фонтанке? Неужели питерских детей, приобщающихся к художественному творчеству, лишат Шереметевского флигеля, тем самым - художественно-эстетической среды петербургского центра, где, как известно, воспитывают стены? Неужели отцам города не будет стыдно, если у ребят отнимут здание, спасенное от разрушения на деньги самого же детского центра, - на деньги, которые были собраны гражданами других стран?! Там понимали наши нынешние трудности и позаботились, чтобы петербургские дети, несмотря ни на что могли и сегодня реализовать свои способности. Понять это должны и в городской администрации.

...Мы все, как и Н.В.Гуляева, основатель Академии, надеемся, что конкурс рождественских елок в 2003 году и в последующие состоится в том самом зале, где он был проведен в этом январе.



Список лиц, обращавшихся к губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву и Администрации города с просьбой не допустить изгнания Детской Академии художеств из здания по Фонтанке, 34-а:

А.В.Антонов-Овсеенко, писатель, председатель Союза жертв политических репрессий (Москва);

О.В.Басилашвили, народный артист России, актер Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова;

Ф.М.Бурлацкий, журналист, писатель, академик РАЕН, президент Международной лиги защиты культуры;

Л.А.Вербицкая, академик РАЕН, ректор Санкт-Петербургского государственного университета;

А.М.Володин, драматург, лауреат Государственной премии СССР;

Г.М.Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза;

Д.С.Лихачев, академик РАН, почетный гражданин Санкт-Петербурга;

Э.Б.Наливкина, доктор геолого-минералогических наук, академик, лауреат Государственной премии СССР;

А.П.Петров, народный артист СССР, председатель Санкт-Петербургского Союза композиторов;

Б.В.Раушенбах, академик РАН, почетный президент Международной лиги защиты культуры;

Г.Н.Фурсей, академик РАЕН, председатель Петербургского отделения РАЕН, член научно-технического Совета при губернаторе Санкт-Петербурга;

А.С.Чаркин, председатель Санкт-Петербургского Союза художников;

М.Н.Чирятьев, председатель СПб отделения Международного центра Рерихов;

Л.В.Шапошникова, генеральный директор Музея им. Н.К.Рериха, вице-президент Международного центра Рерихов (Москва);

Ларри Джоунс, VP of Engineering OnSpes Electronic Inc. (Калифорния, США);

Д-р Филип Перри, советник Международного общества "Образование средствами искусства", бывший президент Австралийского института художественного образования;

Д-р Джон Стиарс, генеральный секретарь Национального общества образования в области изобразительного искусства и дизайна (Великобритания);

Шерон Теннисон, советник президента США, основатель и президент Американского центра гражданских инициатив;

Дидерик Шёнау, президент Международного общества образования через искусство.


(В этот список включены имена лишь тех лиц, чьими обращениями, в ксерокопии, редакция располагает.)