"ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ"

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!
двадцать заповедей жалобщика


Подготовил Леонид Лемберик,
юрист Петербургского семейного центра
"Аленький цветочек"



Мы живем в стране, где каждый рано или поздно может оказаться вынужденным обращаться с жалобами, заявлениями и т.д. в официальные инстанции. Поэтому каждому из нас было бы, вероятно, нелишне делать это наиболее рациональным образом, чтобы потом не писать все заново.


Итак, предельно коротко – принципы"жалобного творчества":

1. Даже благожелательно настроенный чиновник скорее всего не способен в точности запомнить содержание вашего обращения, изложенного устно. А тем более если настроенный против вас чиновник ищет повода сослаться на то, что ваш устный рассказ на личном приеме был именно так понят. Потом вы ничего не докажете. Отсюда вывод: любое заявление, жалоба и т. п. непременно должны быть подготовлены обязательно В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ! Даже в том случае, если вы идете на личный прием. Устно рассказали, – вручаете письменный текст!

2. Чтение слишком большого объема неразборчивого текста всегда утомляет и раздражает читающего. Все внимание уходит на разбирание почерка, и смысл написанного пропадает. Если вы хотите, чтобы к вам отнеслись возможно более благожелательно, постарайтесь, чтобы ваш текст был перепечатан, а если это совершенно невозможно, то хотя бы переписан крупным, четким, ясным, хорошо читаемым почерком. Вкратце: чем разборчивей, тем лучше!

3. Даже если чиновник, который будет читать написанный вами текст, очень хорошо знает суть вопроса, по которому вы к нему обращаетесь, все равно начните писать с краткого изложения самой сути вашего дела. Тем более – если вы не уверены в том, что о вашем деле в учреждении, куда вы обращаетесь, достаточно хорошо известно. Нет никакой необходимости каждый раз начинать, что называется, "от Адама", но в нескольких словах сжато изложить самую суть дела совершенно необходимо!

4. Любые заявления, жалобы и т. д. должны быть адресованы и направлены именно в те инстанции, в которых могут быть решены затрагиваемые вопросы. Поэтому имеет смысл перед тем, как садиться писать, постараться возможно точнее выяснить, куда именно нужно адресовать ваше обращение и направить его именно туда. Отправка писем сразу в самые высокие инстанции приводит только к излишней затяжке времени, так как совершенно неизбежно ваше письмо будет переслано оттуда в нижестоящее учреждение. Непосредственно в вышестоящие инстанции имеет смысл обращаться только с жалобами, если вы уже писали заявление, и ответ вас не удовлетворил. Обращаться по одному и тому же вопросу одновременно в несколько разных инстанций имеет смысл только в том случае, если вы абсолютно точно выяснили, что соответствующий вопрос находится в компетенции каждой из этих инстанций.

5. Все фактические данные в вашем обращении (адреса, даты, фамилии, имена, названия, цифры, суммы, и т. д.) должны быть тщательнейшим образом выверены. Если же вам не удается какие-либо сведения уточнить досконально, – делайте в подобных случаях специальные оговорки ("около", "примерно" и т. д.).

6. Ссылайтесь на действующие нормативно-правовые акты (законы, указы, положения, постановления, распоряжения, инструкции, и т.д.) только тщательно проверив – относится ли к вашему случаю соответствующая статья (пункт, параграф, и т. д.) данного нормативного акта. Если сомневаетесь – лучше не ссылайтесь. Если же вы совершенно точно выяснили, что именно данная правовая норма относится к вашему случаю и действует в вашу пользу, – тогда не только ссылайтесь на нее (точно воспроизведя название) – но и точно процитируйте ее текст.

7. Для лучшего понимания смысла вашего заявления (жалобы и т. д.) разбивайте его текст (если только он не очень короткий) на отдельные пронумерованные пункты (примерно так, как разбито на отдельные пункты данное краткое руководство). Усвойте себе при этом твердое правило: один пункт – одна мысль!

8. Пишите по возможности коротко. Не удлиняйте фразы без особой необходимости. Старайтесь, чтобы человеку, читающему ваш текст, как можно легче было понять основную мысль вашего обращения. Формулируйте ваши доводы как можно проще, ясней, понятней и логичней, ни в коем случае не уклоняясь от основной темы заявления (жалобы).

9. При малейшей возможности постарайтесь еще до того, как начали писать, посоветоваться по соответствующему вопросу с профессиональным юристом (а лучше – не с одним) или же просто с юридически грамотным человеком. Если же это невозможно, постарайтесь хотя бы показать готовый текст умному человеку, которому вы безусловно доверяете, и попросите его оценить, все ли понятно в этом тексте, убедителен ли он, нет ли в нем каких-либо серьезных недостатков (невразумительности, необоснованности, нелогичности и т.д.).

10. Для того чтобы чиновнику, читающему ваш текст, было легче понять, чего же именно вы от него хотите, всегда четко отделяйте просительную часть от мотивировочной. Закончив обоснования своей просьбы (жалобы), крупно и ясно напишите посередине строки (так же, как это сделано ниже):

П Р О Ш У :

и дальше уже пишите, о чем именно вы просите. Разбивайте просительную часть (то, что идет после слова "ПРОШУ") на отдельные пронумерованные пункты – точно так же, как это было сказано выше в отношении мотивировочной части. Число этих пунктов зависит от степени сложности вашей просьбы, но в любом случае их должно быть не менее двух – последним пунктом всегда должна идти просьба направить вам письменный ответ по указанному вами адресу. Если же ваше заявление (жалоба) имеет отношение к какому-либо конкретному делу (это может быть уголовное или гражданское дело, и. т.д.), предпоследним пунктом должна идти просьба о приобщении текста вашего заявления (ходатайства, жалобы, и т.д.) к материалам данного дела.

11. При малейшей возможности обязательно прикладывайте копии документов, подтверждающих вашу точку зрения, ссылаясь на них в тексте и записывая их в перечень приложений, помещаемый в самом конце вашего текста. Прикладывайте именно и только копии, во всех случаях оставляя у себя подлинники соответствующих документов. Можно прикладывать ксерокопии, если есть возможность – лучше, чтобы они были заверены нотариально. В самом крайнем случае, при отсутствии любых других возможностей, копии можно делать самостоятельно, в точности перепечатывая (или разборчиво переписывая) соответствующие документы.

12. Ни в коем случае не соединяйте в одном заявлении разные вопросы, не связанные между собой, хотя бы все эти вопросы были в компетенции того органа (должностного лица), куда вы обращаетесь. В этом случае вы рискуете получить ответ только по одному из затронутых вами вопросов, а потом, обращаясь по остальным, получать формальные "отписки" о том, что по соответствующему вопросу вы уже обращались, и вам уже был дан ответ. Усвойте себе навсегда простое и четкое правило – "одно обращение – один вопрос!"

13. Если ранее вы уже куда-либо обращались и получили оттуда не удовлетворивший вас ответ, вторичное ваше обращение по соответствующему вопросу в вышестоящую инстанцию (к вышестоящему должностному лицу) должно быть непременно озаглавлено "ЖАЛОБА". Жалобу (в отличие от заявления) запрещается направлять на рассмотрение тем, на кого жалуются. Не забывайте об этом! К жалобе следует непременно приложить копии ваших предыдущих обращений по тому же вопросу – и копии полученных вами на них ответов. Наряду с ними к жалобам целесообразно прилагать также и копии документов, опровергающих доводы обжалуемых вами официальных ответов на ваши предыдущие обращения. Жалобу имеет смысл направлять в непосредственно вышестоящую инстанцию (или руководителю – вышестоящему должностному лицу того органа, откуда был направлен вам последний не удовлетворивший вас ответ). Жаловаться сразу в самые высокие инстанции не имеет смысла – в этом случае ваша жалоба будет "спущена" на ступень ниже, – это приведет только к ненужной потере времени. "На самый верх" имеет смысл обращаться только тогда, когда все предыдущие инстанции были уже пройдены.

14. Если те вопросы, по которым вы пишете, достаточно сложны – начните вашу работу над текстом с составления его краткого плана, – и пишите, руководствуясь этим планом. Если текст намечается у вас достаточно обширным, было бы лучше сначала набросать его в черновике, а затем уже, внимательно прочитав его и внеся в него все необходимые исправления и дополнения, перепечатать (или разборчиво переписать) набело.

15. Обязательно указывайте в самом начале каждого своего заявления (жалобы) полное и точное официальное наименование того органа, куда вы обращаетесь. Если вы пишете конкретному должностному лицу (а это во всех случаях предпочтительней), то кроме его полного и точного должностного наименования желательно узнать и указать его фамилию и инициалы, а также (если в соответствующем ведомстве это предусмотрено) – его воинское или специальное звание, классный чин, дипломатический ранг, церковный сан, и. т. п.

16. Каждое ваше заявление (жалоба) должно непременно содержать полный и точный официальный адрес вашего местожительства, либо указание (с полным и точным адресом) места работы (учебы, службы и т.д.). В противном случае ваш текст будет признан анонимным и не подлежащим рассмотрению. Если у вас есть какие бы то ни было проблемы с получением почты на ваш официальный адрес, то наряду с этим адресом можно указать и другой (более удобный для вас) почтовый адрес с пометкой "Адрес для ответа" ("До востребования", абонементный ящик, и т.д.).

17. В конце не забудьте поставить вашу собственноручную подпись (с расшифровкой в скобках) и дату подачи (отправки) соответствующего заявления (жалобы). Внимательно проверьте по списку приложений, все ли перечисленные вами приложения имеются в наличии.

18. Обязательно оставляйте у себя (и бережно храните!) точную копию любой бумаги, направленной вами куда бы то ни было (а также точные копии всех отправленных вместе с ней приложений).

19. Если вы лично вручаете свое обращение в соответствующее учреждение, потребуйте ее зарегистрировать и поставить на вашей копии официальную отметку о приеме ее с датой получения и входящим номером. Если же вы посылаете ее туда по почте, то отправляйте только заказным письмом с заказным уведомлением о вручении (не знаете точно, как оформлять уведомление – обратитесь за разъяснением к почтовому работнику). Полученное вами уведомление о вручении (когда оно к вам придет) подколите к вашей копии отправленного текста и бережно храните, хотя бы до получения вами официального ответа.

20. Если же вы не получили никакого ответа в месячный срок (плюс удвоенное время на доставку по почте вашего обращения), можете посылать жалобу в вышестоящую инстанцию (вышестоящему должностному лицу) на отсутствие своевременного ответа.

Во всех случаях было бы совершенно нелишним при подготовке заявления (жалобы) заручиться поддержкой депутата, общественной организации, органа местного самоуправления, просто известного и уважаемого человека, которые могли бы одновременно с вашим заявлением (жалобой) направить в соответствующую инстанцию свои письма поддержки.